OPCK › Блог › Советы новичкам – езда по-зимнему или вождение зимой.
Зима – считается коварным временем года для автолюбителей, снег, оттепели, слякоть, а еще хуже гололед – ДТП становится все больше и больше. И виной всему является не неисправность тормозной системы, несоблюдение ПДД или невнимательность… Все идет как обычно, водители ездят еще по-летнему, хотя летом-то и скольжения нет, и тормозной путь в разы короче! Как же вам избежать ДТП по собственной вине при вождении зимой? Эти нехитрые советы новичкам, водителям женщинам, да и не только, помогут не попасть впросак на зимней дороге.
Довольно распространенным явлением зимой является – вечерний гололед. Это особенно характерно при оттепелях, либо после посыпания заснеженных дорог в городе химическими смесями. Поскольку температура воздуха, как правило, к вечеру снижается, то асфальтовое покрытие подмерзает. А вы наверняка уже знаете, что гололед опасен тем, что в разы увеличивает длину тормозного пути. Поэтому подтормаживать необходимо начинать заранее, поскольку автомобиль может просто повести на дороге. Опасный асфальт, при вождении зимой можно определить весьма просто – он сверкает в лучах автомобильной оптики. Особо просим уделить этому нюансу водителей женщин. Если вы нечто подобное заметили вечерком, то знайте, что поверхность асфальта покрылась предательской корочкой льда.
Запомните так же, что перед перекрестками, светофорами обязательно образуется так называемый «накат». По своей длине он может достигать десятки метров. «Накат» идентичен ледяному катку. Образуется он по тем причинам, что транспортные средства при торможении просто скользят по асфальтированному дорожному покрытию. Можете вспомнить, как в детстве вы с друзьями накатывали ледяные дорожки, тут все то же самое, только накатывают машины. При вождении зимой также не забывайте, что трогание автомобилей со светофора происходит не сразу, а после небольшой/большой пробуксовке, поскольку они остановились на «накате», т.е. на льду да еще отполированном. Поэтому тут на летние маневры, когда происходит быстрый старт впереди стоящих машин, надеяться не приходится, тут они НЕ РАБОТАЮТ! Не забывайте, что в такой ситуации можно легко «отрехтовать» передок своей машины, купить задний бампер либо вообще заднюю часть впереди стоящего авто.
Так же очень распространенным явлением при вождении зимой является – мокрый снег. Поток транспорта идет, вода плохо испаряется и образуется снежная каша. Такая ситуация довольно опасна. Новичкам водителям, водителям женщинам советуем воздержаться в такой день от поездок, поскольку именно в такие дни происходит основная масса ДТП. Не забывайте, что еще большинство автомобилей имеют на колесах летние шины. Многие, например, берегут шипованные покрышки, для которых голая асфальтированная поверхность вредна. А сцепление летних покрышек при такой каше с дорожной поверхностью практически нулевое.
Что делать и как поступить?
В такой ситуации передвигайтесь со скоростью не более 40 – 50км/час, передачи переключайте плавно, без рывков. Потому как рывки зачастую приводят к заносу автомобиля, а он (занос) может плавненько перейти в неуправляемый. Лучше ехать на пониженной передаче, а переходить на повышенную необходимо позже, т.е. включать, к примеру, третью нужно вместо 40км/час обычных, на отметке в 50км/час. Тормозить нужно прерывисто, чтобы избежать заноса, это касается в основном новичков и женщин водителей, да вдобавок тормозить нужно начинать издалека, потому как длина тормозного пути при вождении зимой ЗНАЧИТЕЛЬНО длиннее!
Что касается остановки на светофоре, перекрестке. Если вы остановились благополучно на светофоре, перекрестке, то при приближении сзади транспортного средства нужно так сказать «поиграть» стоп-сигналами задних фонарей. А именно понажимайте на педальку тормоза несколько раз. Таким образом, вы как бы «напугаете» водителя приближающейся машины и сможете привлечь его внимание, и он станет пытаться заранее тормозить. В такие дни нужно стараться поменьше кого-либо обгонять или вообще избежать таких маневров. Поскольку обгон, это и так рискованное мероприятие, а на летних шинах (помните, что если даже ваш автомобиль обут в зимние шины, то у многих еще НЕТ!), так это (обгон) вообще смертельно опасная процедура.
Зимнее вождение: разбор в деталях
Зимнее вождение значительно отличается от управления автомобилем в теплое время года. Тут даже никто спорить не станет, это очевидно. Поэтому задачей этой статьи будет не столько освещение простых истин, которым учат новичков в автошколе, сколько попытка собрать в одном месте большую часть правил и советов относительно особенностей вождения в осенне-зимний период.
Езда зимой различна для разных типов трансмиссий и приводов, поэтому мы рассмотрим отдельно особенности управления автомобилями с автоматической и механической КПП, а также вариатором. Узнаем основные правила вождения зимой на переднем, заднем и полном приводе. К тому же, думаю, стоит упомянуть о нюансах буксировки прицепа по скользкой дороге.
Небольшое отступление от темы
Общеизвестно, что каждый запуск двигателя в мороз равен 800-1000 км пробега. То же самое относится и к другим узлам и агрегатам автомобиля: низкие температуры губительно влияют на ресурс всех деталей. Поэтому если вы хотите свести к минимуму износ в холодное время года, стоит основательно подготовить машину к зиме.
Во-первых, однозначно необходимо убедиться, что в двигатель залито хорошее моторное масло, обладающее приемлемой вязкостью при низких температурах — так вы облегчите стартеру запуск силового агрегата. Во-вторых, если давно не менялись свечи, то самое время их заменить, пока не пришли морозы. В-третьих, нужен исправный аккумулятор — иначе как стартер будет крутить замерзший двигатель? В-четвертых, проверьте, что у вас в бачке охлаждающей жидкости: если вода, то замените ее на антифриз. Ну и в-пятых, не забудьте поменять в бачке омывателя воду на «антизамерзайку». Да, кстати, не помешает обзавестись проводами для «прикуривания», лопаткой и буксировочным тросом (если его у вас до сих пор нет) — на всякий случай. Про щетку-скребок я даже не говорю — это само собой разумеется.
Далее, перед запуском двигателя в мороз желательно дать небольшую нагрузку аккумулятору — чтобы немного его «оживить». Для этого достаточно на 5-10 секунд включить габариты. Потребляют они немного, поэтому вряд ли этим вы посадите батарею.
Не «крутите» стартер долго. Достаточно 3-4 оборотов. Если сразу не завелась машина, нет смысла крутить мотор долго — только «убиваете» стартер и «садите» аккумулятор. Не завелась, выключайте зажигание. Дайте 10 сек. отдыха и пробуйте снова. Обычно после этого автомобиль заводится сразу. Проверено. Если, конечно, свечи в порядке и вообще вся система подачи топлива работает исправно.
Но что-то мы отвлеклись от темы. Итак, двигатель заведен, пора отправляться в путь. Но перед началом движения рекомендуем поочередно перебрать на КПП все положения, задерживаясь на каждом секунд по пять. Этим вы поспособствуете хорошей смазке всех шестеренок в механизме.
Общие рекомендации по безопасному вождению в зимний период
Зимний стиль вождения должен быть максимально спокойным. Вы должны четко понимать, что машины в принципе плохо приспособлены для езды по скользкому покрытию. Для этого есть сани, нарты, снегоходы и т.д. Эта техника легко справляется и со снегом, и со льдом. Колеса же придуманы для того, чтобы они крутились, а не скользили. Поэтому особенности вождения автомобиля в зимний период заключаются в максимальном снижении вероятности продольного и бокового скольжения колес.
Зимой покрышки холодные, жесткие и гладкие. Сцепление с заснеженной трассой или обледенелым дорожным покрытием крайне низкое. В связи с этим, если вы не горите желанием приобрести ворох незапланированных проблем, не стоит резко разгоняться и тормозить, не стоит беспричинно перестраиваться, играя в «шахматы» с другими участниками движения.
При приближении к участку дороги с плохой обзорностью, всегда стоит быть готовым к неожиданному появлению другого транспортного средства. Например, из-за угла. Лучше снизить скорость, чем потом выяснять, кто прав, кто виноват.
В гололед или снег вождение машины начинайте с того, чтобы проверить тормоза и тормозной путь в данных погодных условиях и дорожном покрытии. Целесообразнее заранее подготовиться к экстренному торможению, чтобы точно знать свои возможности.
Хорошо, когда есть ABS. Но в любом случае, не стоит всецело полагаться на антиблокировочную систему. Рекомендуем научиться тормозить не единоразово, а с помощью нескольких поочередных нажатий на педаль тормоза. Таким образом вы снизите вероятность заклинивания колес и, соответственно, предотвратите их неуправляемое скольжение.
Если в машине есть ESP, рекомендуем разобраться, как она работает в разных ситуациях. Самое лучшее — это если вы выберете время на тест системы курсовой устойчивости при езде по снегу и гололеду. Как машина будет входить в поворот с включенной и выключенной системой, как автомобиль будет себя вести при перестроении. Нужно перепробовать все варианты, чтобы найти для себя оптимальный выбор настройки шасси.
Особенности управления автомобилем в зависимости от типа трансмиссии
Езда на механике
Вождение зимой автомобиля с механической коробкой передач, на мой взгляд, самое безопасное. Причиной тому является простота связи двигатель-колеса. Нет никаких «мозгов», которые бы решали что нужно делать в тот или иной момент. Скорость вращения колес и передаваемый на них крутящий момент целиком и полностью зависит от команд водителя, причем отклик практически моментальный (а это в гололед очень важно).
Езда на механике сама по себе искусство, т.к. водитель сам выбирает, в каком режиме будут работать колеса. Опытный водитель может нивелировать проскальзывание ведущих колес за счет грамотного выбора той или иной передачи. Чаще всего переключаются на более высокую передачу, чтобы снизить обороты двигателя и заставить его работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент.
Вообще, лично на мой взгляд, на механике зимой ездить одно удовольствие. Ты всегда знаешь, с какой скоростью должны крутиться ведущие колеса в тот или иной момент. Думаю, что механическая трансмиссия при грамотном подходе лучше других обеспечивает безопасное вождение в зимний период.
Езда на автомате
Зимой на автомате ездить несколько сложнее в том плане, что управляет скоростью вращения колес не водитель, а КПП. Переключение передач происходит автоматически в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя, а не от скорости движения автомобиля. Поэтому пробуксовка обеспечена.
Для того, чтобы снизить вероятность пробуксовки колес машины на автомате зимой, переключайтесь в зимний режим L. Таким образом «мозг» гидротрансформатора даст команду на запрет переключения передач, и мотор будет работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент. Долго ездить в таком режиме не советуют, но преодолеть опасный участок трассы вполне можно.
Плюсом езды на авто с АКПП зимой несомненно является такой момент как трогание с места — плавное, без подгазовки. В условиях, когда машину окружают другие транспортные средства, а на дороге гололед и есть шанс уйти в боковое скольжение при пробуксовке, осторожное трогание с места на автоматической трансмиссии однозначно выигрышнее других. Поэтому для начинающих водителей, возможно, автомат является оптимальным решением.
Езда на вариаторе
Вождение зимой автомобиля, оснащенного вариатором, по сути, для водителя ничем не отличается от вождения автомобиля с классической автоматической АКПП. В случае плохого дорожного покрытия, вызывающего пробуксовку, рекомендуется также переключаться в режим L, позволяющий ехать в натяг и создающий эффект торможения двигателем.
Особенности вождения автомобиля в зависимости от типа привода
Езда на переднем приводе
Зимний стиль вождения переднеприводного автомобиля отличается только тем, чтобы раньше сбрасывать скорость во избежание сноса передней оси в поворотах и вилянию задней при экстренных торможениях.
Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой:
- необходимо следить за тем, чтобы в каждый отдельный момент времени передняя ось тянула машину, чтобы зад не пытался обогнать перед;
- если нужно экстренно затормозить, то лучше это сделать с нажатой педалью сцепления — чтобы колеса тормозились одновременно;
- перед поворотом лучше заблаговременно снизить скорость, чтобы не спровоцировать снос передней оси наружу;
- если во время поворота начался снос передней оси, кратковременно воспользуйтесь ручным тормозом — автомобиль завернет куда нужно.
При езде зимой на переднем приводе не стоит тормозить двигателем, т.к. в таком случае скорость вращения передних колес становится меньше скорости вращения задних колес. Иными словами, зад будет ехать быстрее переда. Это чревато вилянием «хвоста» и даже заносом задней части автомобиля. Всегда нужно двигаться в натяг либо с выключенной передачей. Кстати, ускорение для переднеприводного автомобиля — это, по сути, тоже движение в натяг, т.к. перед тянет машину вперед. Следовательно, разгон на автомобиле с передним приводом происходит ровно по траектории.
В повороты стоит входить осторожно. Лучше заранее снизить скорость. Иначе может начаться снос передней оси наружу поворота, причем попытка повернуть руль сильнее в сторону поворота с одновременным сбросом газа (это обычно первая реакция у чайников) может только усугубить ситуацию — машина поедет прямо в противоположную сторону.
Особенности езды на переднем приводе зимой как раз и отличаются тем, что в теплое время года кажутся нелогичными. Чтобы вернуть автомобиль на нужную траекторию, необходимо кратковременно воспользоваться ручным тормозом, выровнять автомобиль по ходу движения и прибавить газу: передняя ось вытянет машину в нужном направлении.
На самом деле, вождение переднеприводного автомобиля зимой хоть и связано с некоторыми заморочками, зато передний привод обеспечивает отличную курсовую устойчивость по зимней трассе и, тем самым, достаточную безопасность движения. Именно поэтому водители переднеприводных машин чувствуют себя намного уверенней на больших скоростях.
Езда на заднем приводе
Управление автомобилем на заднем приводе зимой более логичное, нежели вождение переднеприводной машины — нет тех заморочек с нелогичными действиями в случае сноса передней оси в поворотах. Напротив, здесь классический вариант решения проблем сноса, заноса или бокового скольжения. Все, как учат в автошколе: в случае заноса снизить скорость и повернуть руль в сторону заноса. Этот алгоритм интуитивен, понятен и, по всей видимости, сидит внутри каждого из нас. Таким образом, главные особенности зимней езды на классике сводятся к тому, чтобы держать подходящую скорость, особенно в поворотах.
На заднем приводе зимой можно (и нужно!) тормозить двигателем. Опять все логично и происходит само собой, когда просто отпускаешь педаль газа. Так как ведущая ось находится сзади, то задние колеса начинают крутиться с меньшей скоростью, чем передние. Задняя часть автомобиля тянет назад, мешая продолжать движение. В этом случае, в отличие от переднего привода, зад не заносится, машина продолжает ехать прямо по траектории. Зато разгон зимой на заднем приводе подобен ювелирной работе: чуть переборщил с газом — заносит заднюю часть.
На классике по трассе зимой ездить сложнее, чем на переднем приводе — в любой момент задние колеса могут уйти в боковое скольжение. Владельцы заднеприводных машин делятся своими отзывами о том, что в зад машины так и норовит уйти в занос на скользкой дороге, хотя едешь, вроде, аккуратно и стараешься крутить рулем поменьше.
Подводя итог, можно сказать, что езда зимой на заднем приводе, по сути, отличается от вождения заднеприводного автомобиля в теплое время года только вниманием к скорости движения и ускорению. Не будете торопиться, зимняя езда на машине будет простой и предсказуемой.
Езда на полном приводе
Кто-то считает, что езда на полном приводе зимой — это панацея от всех проблем зимнего вождения. Однако, это совсем не так. Во-первых, необходимо знать, что за полный привод у вашего автомобиля: постоянный или подключаемый, подключаемый жестко, через виско-муфту или с помощью электроники, подключаемый спереди или сзади.
Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой состоят только в том, что автомобиль может уйти в занос тогда, когда вы этого не ждете. Постоянный полный привод отличается тем, что создает ощущение превосходства и независимости от состояния дорожного покрытия. Но это чувство в зимний период — паразитное. Да, зимняя езда на постоянном полном приводе более безопасная, чем на любом моноприводе, но проблема в том, что боковое скольжение начинается резко, неожиданно. Вроде автомобиль входит в поворот, и вдруг внезапно срывается в занос.
Несомненно, что проходимость автомобиля на полном приводе зимой значительно выше, чем у машин с моно приводом, но стоит понимать, что к гололеду это не относится. В снег, тем более рыхлый — да, вы король дороги, но на скользком покрытии полный привод, чаще всего, полон сюрпризов.
Особенности езды зимой на непостоянном полном приводе схожи с вождением моноприводного автомобиля, но в тот момент, когда «мозг» муфты или электроники решит подключить вторую ось, ситуация может выйти из-под контроля, т.к. этот момент часто оказывается неожиданным, и к нему нужно быть готовым.
Буксировка прицепа
Особенности вождения автомобиля зимой с прицепом заключаются в следующем. Во-первых, езда в зимний период со всеми его атрибутами — это уже испытание на внимательность и опытность. С гололедицей и снегом и без прицепа трудно бороться. Поэтому однозначно стоит сбросить скорость еще больше. И не нужно ее увеличивать намного после того, как привыкли к тому, что за машиной что-то болтается. Лучше доехать медленно, но верно.
Во-вторых, при торможениях прицеп, не оснащенный тормозами, упирается в заднюю часть автомобиля, провоцируя, таким образом, занос задней оси. Мало того, что появляется неконтролируемый занос, так возникает опасность повреждения кузова машины, если ваш автопоезд «сложится». Поэтому тормозить нужно очень и очень аккуратно, заранее. Не стоит идти на поводу у других участников движения, которым может не понравиться ваша медлительность.
Езда по гололеду вообще не рекомендуется. Лучше отложите буксировку до лучших времен, тогда, когда трасса будет более или менее чистой.
В принципе, на этом секреты зимнего вождения с легковым прицепом заканчиваются. Как видите, ничего сложного: в гололед не ездим, если ездим, то медленно, тормозим заранее и осторожно.
Заключение
Лучшим способом решить все проблемы с управляемостью зимой, это научиться ездить на машине в экстренных ситуациях. Безопасное вождение в зимний период зависит больше не от типа трансмиссии, не от типа привода, а от опыта. Поэтому не поленитесь выкроить время, чтобы подробно изучить поведение своего автомобиля на скользкой трассе, на пустой заснеженной парковке при искусственном заносе. Этим вы не только обезопасите и себя, и других участников движения, но и получите массу положительных эмоций.
На самом деле секреты зимнего вождения очень просты: не спешите и больше практикуйтесь, будьте всегда внимательны, но не напрягайтесь. Знайте: опасности зимнего вождения подстерегают всех, но тех, кто всегда осторожен — в меньшей степени. Если ездить аккуратно, то все будет в порядке.
Вождение автомобиля зимой. Советы для начинающих
С наступлением зимы многие автолюбительницы, а особенно начинающие, предпочитают ставить свои автомобили на продолжительную зимнюю стоянку. Приходится вспоминать всю прелесть поездок в общественном транспорте. Конечно, боязнь не справиться с управлением и попасть в аварию может заставить передвигаться в переполненных вагонах метро и тесных салонах маршрутных такси. К тому же, ходит общественный транспорт не всегда регулярно, а ждать его на продуваемых всеми ветрами остановках и вовсе занятие не из приятных. Становится понятно, что освоить вождение автомобиля зимой – жизненно необходимо, и не так сложно, как может показаться. Если это первая для вас зима на колесах, следует усвоить несколько простых правил, чтобы избежать или свести к минимуму «зимние» неприятности.
Готовим автомобиль
Ни для кого не секрет, что к зиме автомобиль нужно подготовить. От исправности автомобиля зависит то, насколько успешно вам удастся справиться со сложностями и особенностями зимних дорог. Они в нашей стране и летом напоминают полигон для экстремального вождения, а уж зимой – тем более, так как для дорожных служб зима каждый раз неожиданно случается в самом начале декабря. Поэтому лучше всего съездить на станцию техобслуживания. Там вам заменят масло и тормозную жидкость, проверят аккумулятор и основные узлы автомобиля, поменяют воду в стеклоомывателе на «незамерзайку», поменяют тосол на случай сильных морозов и, конечно, заменят шины на зимние, шипованые. Кстати, запаска тоже должна быть обута в зимнюю резину. Ни в коем случае не слушайте многочисленных подруг и недобросовестных консультантов в автомагазине, советующих вам приобрести комплект всесезонной резины. Любой водитель-профессионал скажет вам, что есть два вида шин – зимние и летние. И менять их нужно соответственно сезону. Не стоит пренебрегать посещением станции техобслуживания или откладывать его до последнего. Чтобы с первым снегом не простаивать в ожидании своей очереди на обслуживание, лучше всего заранее договориться о времени, когда вы подгоните свой автомобиль.
Уроки зимнего вождения
Некоторые девушки перед наступлением зимы отправляются в различные автошколы, обещающие научить вождению в экстремальных условиях. Но что делать, если лишних средств у вас нет, а научится вождению автомобиля зимой необходимо? Не тренироваться же вам, что называется, в «боевых» условиях и в реальном времени, рискуя собственной безопасностью и безопасностью многочисленных водителей и пешеходов! Многие инструкторы школ водительского мастерства советуют: прежде чем начинать движение в непривычных для вас условиях (в гололедицу, на мокром асфальте или на заснеженной дороге), жизненно необходимо потренироваться и «почувствовать», как ведет себя машина. То есть, почувствовать, как вы в этих условиях управляетесь со своим автомобилем.
Лучше всего, если осваивать вождение зимой вам поможет кто-то из опытных водителей. Отец, молодой человек, друг или брат. Не стесняйтесь попросить помощи и совета. Сначала посмотрите на то, как ваш добровольный учитель выполняет маневры, и попросите объяснить, если что-то не поняли. И только потом садитесь за руль, чтобы повторить урок. Импровизированным полигоном может стать ближайший пустырь или тупиковый съезд, такое место, где нет риска стать причиной ДТП или сбить пешехода. Эти уроки нужны не только с точки зрения получения практических навыков, но и как психологический тренинг. Они помогут вам почувствовать себя за рулем увереннее, улучшат реакцию и дадут возможность избавиться от страхов перед зимней дорогой, если таковые есть.
В качестве вспомогательных средств можете взять с собой несколько пустых канистр. Они пригодятся вам в качестве фишек. Можно будет осваивать движение между препятствиями вперед или назад, а также отрабатывать торможение перед препятствием. Легкая канистра не повредит вашей машине, но вы сможете достаточно хорошо почувствовать столкновение. И непременно захватите с собой лопату. Она пригодится, когда вы будете осваивать выезд из сугроба.
Секреты мастерства, или все гениальное – ПДД
У вас уже есть автомобиль, и вы должны знать его особенности, так как на зимней дороге переднеприводные, заднеприводные и полноприводные автомобили «ведут» себя по-разному.
К примеру, в случае заноса переднеприводного автомобиля нельзя ни в коем случае отпускать педаль газа. Сделав это, вы спровоцируете вращение. Напротив, газ необходимо прибавить.
В случае, если занесло заднеприводный автомобиль, руль следует повернуть в сторону заноса и полностью отпустить тормоз в первое мгновение. А если выровнять машину не удалось, то выворачивать капот автомобиля нужно под 90 градусов в сторону обочины, что бы в случае «ухода» в кювет машина зарылась носом в снег, а не перевернулась на крышу.
Если у вашего автомобиля полный привод, то нужно отпустить газ и выруливать. У полноприводных машин сцепление с дорогой лучше.
Механическая коробка передач, если вы хорошо ею владеете, дает гораздо большие возможности для правильного маневра во время заноса, чем автоматическая.
При движении с уклона или на уклон во время гололедицы воспользуйтесь инерцией автомобиля. Перед подъемом немного прибавьте в скорости, иначе автомобиль может забуксовать, и никакие шипы от этого не спасут. При движении с горы скорость нужно сбросить. Но ни в коем случае не жмите на тормоз резко. Лучше спускаться на пониженной передаче, чтобы машина двигалась «внатяг». И ни при каких обстоятельствах не съезжайте на нейтральной передаче или накатом. В случае опасности, когда счет идет на миллисекунды, у вас просто не хватит времени среагировать и что-либо предпринять.
Напомним, что в зимний период оптимальное количество движений рулевым колесом в секунду равно четырем. Постарайтесь довести их до автоматизма, не делая лишних движений, но и не застывая со сведенными на руле руками.
В случае, если вы попали в глубокий снег и машина застряла, не допускайте пробуксовки колес. Из снега лучше всего выбираться в раскачку, «играя» педалью газа. Иначе вы застрянете намертво.
Тише едешь – дальше будешь
Если вы решили, что достаточно потренировались в безопасных местах, и собираетесь самостоятельно передвигаться в городе, следует запомнить, что техника вождения автомобиля зимой всегда должна основываться на нескольких простых правилах:
- Не совершайте резких движений. Резкие движения за рулем автомобиля опасны в любое время года. А зимой они могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому старайтесь все делать плавно: поворачивать руль, нажимать на тормоз, на педаль газа, в случае механической коробки передач – переключать скорость и выжимать сцепление.
- Соблюдайте скоростной режим, установленный на том или ином участке дороги. Обязательно обращайте внимание на временные знаки ограничения скорости.
- Никакой излишней самоуверенности. Даже если вы считаете, что курсы экстремального вождения дают вам на это право.
- Увеличивайте прописанную в правилах дистанцию в два, а лучше всего – в три раза. Это даст вам простор для маневра, так как даже при полной уверенности в собственной реакции вы не сможете поручиться за мастерство других участников движения.
- В мороз не бывает сухой дороги. А потому, даже если сию секунду под колесами сухой асфальт, не спешите набирать скорость – у вас нет гарантии, что через 500 метров на дороге не окажется наледи.
- Будьте особенно внимательны перед перекрестками, даже если на светофоре зеленый. Именно в этих местах лед особенно скользкий из-за постоянного притормаживания многочисленных машин. Перед такими местами лучше всего сбросить скорость заранее.
- Никаких лишних перестроений. Забудьте о них на время зимы. Заранее перестраивайтесь в крайний левый ряд, если вам нужно повернуть налево или в крайний правый, если направо. Не делайте это перед самым поворотом.
- Всегда держите «незамерзайку» про запас, даже если у вас полный бачок. Никогда не знаешь, когда она закончится.
Итак, главным правилом техники вождения автомобиля зимой является разумность. Не стоит забывать известные всем автомобилистам слова: «Тише едешь – дальше будешь». Пусть они станут вашим золотым правилом, и тогда зимнее вождение доставит вам столько же удовольствия, сколько вождение в любое другое время года.
Правила езды на автомобиле зимой
Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.
Первое, о чем нужно позаботиться — это правильная посадка за рулем. Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль — это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно — именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.
Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.
Важно также научиться правильно трогаться с места. Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.
Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу — очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.
На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.
Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке — подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.
Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.
Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.
Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам — несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.
При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ — выжимаем сцепление — перескакиваем на более низкую передачу — резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.
Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.
Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.
Главное правило — соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.
Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.
Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.
Очень опасное явление на обледенелых дорогах — занос.
Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.
Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.
Видео с советами о зимней езде.
На этом видео вы увидите как правильно нужно двигаться в зимнее время года по калее.
Правильно тормозим зимой.
Видео, о том что нужно иметь в автомобиле зимой.
Полезные советы начинающим водителям-женщинам. Советы начинающим водителям зимой
Женщина за рулем стала уже довольно привычным явлением на трассе. С момента изобретения первых моделей автомобилей дамы осваивали технологию вождения наравне с мужчинами. Традиционно мужская автосфера все чаще принимает женщин в качестве водителей. Объясняется это не только перевесом прекрасного пола в демографическом отношении, но и массовым распространением автомобилей по миру. Полезные советы начинающим водителям-дамам можно прочитать ниже в качестве полезных рекомендаций.
Преимущества женского пола за рулем
По статистике, сегодня практически каждый второй горожанин за рубежом владеет собственной машиной, иногда и не одной. В России у многих жителей сел и мегаполисов также есть автомобили. И женщины в большинстве случаев показывают превосходные навыки управления, более ответственное отношение к ПДД и бережное обращение с машиной. Советы начинающим водителям – вот что интересует представительниц прекрасного пола чаще всего.
Также большинство женщин не особо ориентируются в технических вопросах в ситуации с поломкой – эти вопросы традиционно являлись прерогативой мужчин. Советы начинающим водителям обычно включают немного технических сведений – многое приходит с опытом и с годами, проведенными за рулем.
Но все меняется, и сегодня мы можем видеть женщин на руководящих постах автомобильных корпораций или в роли превосходных механиков. Многое говорит в пользу дам – опытных и серьезных автовладельцев, но если представительница прекрасного пола – новичок на автостраде, ей, как и всем неопытным, приходится сталкиваться с массой трудностей и сложных вопросов. Здесь приведены полезные советы начинающим водителям-женщинам, которые могут пригодиться практически всем дамам независимо от модели машины, будь то авто с автоматической или механической коробкой передач.
Стиль женского вождения
Обычно советы начинающим водителям авто включают стандартный набор рекомендаций. Женщины отличаются от мужчин в плане вождения лишь некоторыми особенностями восприятия разных ситуаций. Не стоит паниковать, если внезапно произошло заглушение мотора на оживленном перекрестке. Знак новичка на капоте ставит всех в известность о том, кто сидит за рулем – окружающие понимают вашу ситуацию и простят любую оплошность. Однако важно не создавать потенциально опасных ситуаций – не разгоняться и всегда сбрасывать скорость задолго до перекрестка со светофором и пешеходами.
Повышенное внимание должно уделяться заднему ходу и развороту в три приема. Большинство пешеходов уверены, что водитель все прекрасно видит сзади, но внимание начинающего обычно приковано к рулю и передаче!
Качество обучения
Первые советы начинающим водителям: уроки вождения должны быть получены с хорошим, внимательным инструктором в достойной автошколе.
Первый самостоятельный выезд
Женщина приобретает или берет напрокат машину, и можно отправляться в путь. Какие советы начинающим водителям можно дать в самые первые дни самостоятельной автопрактики?
Теперь рядом нет доброго инструктора, который подскажет, что мы делаем не так, а поток встречных автомобилей вызывает панику. Следует садиться за руль только в хорошем настроении и при нормальном самочувствии, с полной психологической уверенностью и с достаточным количеством накатанных часов.
Скоростью лучше не злоупотреблять: женщинам рекомендуется на первых порах ездить максимум 60 км в час.
Строгий план маршрута
Важно помнить о так называемом эффекте глиссады – направлении движения самолета, который садится на посадочную полосу. Проблема в том, что примерно четверть аварий происходит почти у самого финиша, почти у дома или у точки назначения. Так и самолет может совершить катастрофичную посадку именно при столкновении с земной поверхностью, ведь в воздухе ему ничего не угрожает.
По мере приближения к конечной точке водитель начинает расслабляться и терять концентрацию. Следует учитывать этот психологический фактор и тщательно планировать поездку. Лучше задать на навигаторе весь маршрут или мысленно наметить вехи на своем пути. Внимание должно быть ясным и сосредоточенным все время, от старта до момента заглушения мотора.
Женские приемы парковки
По статистике, женщины паркуются на автостоянках эффективнее мужчин на 30 %. Дама почему-то всегда находит удобное и свободное пространство, чтобы поставить автомобиль, а вот мужчины – только в 60 % случаев. Важно учитывать, что у женщин есть не очень приятная традиция ставить машину в ущерб интересам других участников движения.
Вождение в холодную пору года
Советы начинающим водителям зимой заключаются в уделении повышенного внимания скользким, заледеневшим участкам дороги, а также не стоит забывать о резине – следует своевременно сменить покрышки на сезонные. Степень риска такого вождения зависит от погодных условий: в сухую погоду ехать сложно из-за количества снега, в слякоть – из-за подтаявшей массы льда или скрытого льда, невидимого под лужами. В любом случае необходимо мысленно увеличить запас тормозного пути и таким образом снизить риск столкновения из-за погодного фактора.
Тем, кто привык водить машину по сухому асфальту, сложно адаптироваться к новым, более опасным условиям. Осенью автомобиль еще почти не заносит, разгон проходит в обычном режиме. Но как только погода и состояние дорог резко изменятся, зимняя трасса покажет свои зубы. Возможен такой расклад: водитель тормозит, впереди преграда, но машина продолжает ехать, и ничего предпринять нельзя! Важно потренироваться на зимней площадке, психологически привыкнуть к новым условиям. В таком случае большинства опасностей можно избежать.
Вождение на автомате для женщин
Советы начинающим водителям-женщинам, на автомате ездящим, учитывают особенности вождения машины с автоматической коробкой передач. Автоматика настраивает водителя на достаточно легкий способ переключения скоростей, поэтому есть риск отвлечься и не отслеживать, на какой передаче находится двигатель. Однако это самый легкий способ переключения скоростей. Поэтому после автоматики довольно сложно перейти на механику по психологическим причинам.
Автомат выручает тех, кто испытывает сложности в овладении механической КПП – это просто спасение. Но автоматическая коробка передач гораздо дороже, при поломке требует замены всех КПП в целом, что бьет по карману. Автоматика забирает больше энергии и топлива, не очень подходит для скоростного вождения (впрочем, начинающим это и ни к чему).
Вождение на механике для женщин
Советы начинающим водителям-женщинам, на механике управляющим авто, основаны на специфике механической коробки передач. Как известно, такой тип КПП требует повышенного внимания к манипуляциям рычагом передачи. Но преимущество подобного вождения заключается в почти полной контролируемости процесса передвижения. Проблема в том, чтобы настроить внимание на своевременное переключение передач. Но все решает практика – довольно быстро можно привыкнуть к этому принципу вождения, и переключение будет происходить на автоматическом уровне, рука сама среагирует в нужный момент. Важно довести процесс переключения до уровня рефлекса, тогда передача не будет поглощать все время и внимание.
Механика более чувствительна к поведению водителя и более управляема, вы полностью контролируете процесс. Она намного проще по устройству и реже ломается, также машина на МКПП расходует меньше топлива, ведь часть процессов лежит на плечах водителя. Такая КПП подойдет более опытным автовладельцам, но если вы новичок, лучше начинать осваивать азы именно с механики, тогда можно будет овладеть вождением на обоих вариантах. После автомата сложно привыкнуть к постоянному вниманию при езде на механике.
Основные советы начинающим водителям (на механике) направлены на развитие координации, внимательности и реакции. Несмотря на то что автомат является оптимальным вариантом и сочетает в себе «робота» и человеческие усилия, механика остается распространенной КПП и больше поддается управлению.
Что делать при поломке
При возникновении любой поломки не стоит паниковать. Важно сразу позвонить в службу автосервиса. Если проблемы передвижения автомобиля касаются его «внутренностей», не стоит пытаться разобраться в нем самостоятельно. Женщинам гораздо тяжелее чинить автомобиль в физическом плане, даже если они разбираются в возникшем вопросе. Не стоит рисковать своим здоровьем и поднимать тяжести. К тому же физическое усилие мало что решает – важно наладить работу всех систем с помощью профессиональной аппаратуры.
Доверьтесь специалистам, но лучше подстраховаться, пригласив опытного друга или супруга – для профилактики надувательства со стороны работников технических станций, что нельзя назвать редкостью.
Случилась авария…
Примерно 55-57 % аварийных ситуаций возникают из-за начинающих водителей женского пола. Наиболее распространены следующие ситуации:
– наезд на соседний автомобиль в потоке;
– столкновение на заднем ходу;
– неудачный разворот;
– невнимательность как причина наезда на пешеходов;
– столкновение с проезжающим автомобилем при выезде с дороги второстепенного типа.
Но не стоит воспринимать это негативно: как только дама набирает достаточно опыта, уровень безопасности ее стиля вождения растет стремительно. Все дело в практике.
“Свидание” с ГИБДД
Помните, что задача инспектора ГИБДД – не навредить вам, а помочь и поддерживать порядок и безопасность на дорогах. Советы начинающим водителям: не нервничать, если к вам направляется представитель дорожной инспекции. Спокойно и вежливо отвечайте на вопросы.
Удачи на дорогах!
Все вышеперечисленные советы начинающим водителям-девушкам могут пригодиться в любой момент при выезде на дорогу. Через несколько лет постоянного вождения автомобиля дама сама сможет написать немалый список рекомендаций для своих последовательниц. А пока просто будьте осторожны и внимательны на трассе, соблюдайте ПДД!