Роспись по шелку: что для этого нужно?

Магия красоты: роспись по шелку

Роспись по шелку – это древнее и захватывающе красивое искусство. Огромный выбор различных красок, пигментов и контуров помогает создавать великолепные произведения в самых разных стилях. Мягкость струящейся ткани, изумительные переливы цветов – этот вид рукоделия не может не захватывать. Он дает возможность собственными руками создавать уникальные и неповторимые ткани. Их можно использовать не только в декоративных целях, но и для создания авторских изделий. Это может быть элегантная открытка, художественное панно и даже восхитительный эксклюзивный шарф. Все эти вещи принесут радость и самому их создателю, и тому, для кого они предназначались.

Эта техника, как вид прикладного искусства, имеет текстильную стилистику. Ее великолепным образцом является традиционный азербайджанский платок ручной работы, который изготавливается по старинной технологии. Изделия, в основном, создаются путем нанесения линий резерва на ткань, которые являются ограничителями для красителей. Роспись по шелку, ткани – батик, является тем направлением, которое позволяет создавать широкие узорные линии, оставляя часть ткани не окрашенной.

Для современных и традиционных техник росписи по шелку свойственно сочетание цветовых пятен, линий, орнаментов и декоративной живописи. Чаще всего текстильная графика имеет плоскостной характер, причем на ней отсутствуют как передний, так и задний план. Вообще же, существует целый ряд декоративных техник росписи по шелку, каждая из которых имеет свои традиции.

Оборудование и материалы

Обычно, посмотрев великолепные работы мастеров, многие загораются желанием попробовать свои силы в этом деле и заняться росписью по шелку. Такие энтузиасты интересуются тем, что нужно для росписи по шелку. Для этой техники существует множество приспособлений, но ею можно начать заниматься, даже имея только самое необходимое оборудование.

Легкий эпонж – великолепный материал для начинающих художников. Эта ткань хорошо подходит для тренировочных упражнений и пробников, а также для изготовления праздничных открыток, шарфов и картин. В процессе работы, по мере приобретения опыта, можно пробовать работать с другими видами шелковых тканей.

  • Красители и краски для шелка
  • Контурные смеси и гутта

Нанесение линий, служащих при росписи по шелку барьером от растекания красок по ткани, является обязательным элементом этой технологии. Барьерные линии наносятся при помощи гутты и других контурных составов.

  • Тонкие металлические насадки

Существуют специальные металлические насадки, которые можно прикрепить на носик аппликатора для регулирования толщины контура. Выпускаются насадки диаметром 0,3–1,0 мм.

Для изменения способа растекания краски к красителю для шелка добавляются специальные загустители.

  • Грунтовочный состав

Он наносится на ткань для того, чтобы изменить способность шелка впитывать краситель.

Их используют для получения эффектных узоров, основанных на изменении фактуры рисунка.

Для удобства росписи шелк натягивают на раму, которая способствует правильному и равномерному распределению красителей. Более эффективными являются специальные раздвижные рамы разных конструкций.

  • Инструменты

К ним относятся кошки-крючки для натяжения шелка на раме, формы для колеров, плоские и круглые кисти разных размеров, трубочки для нанесения резерва и др.

Основные приемы росписи

Практически все виды росписи по шелку выполняются на ткани, натянутой на раму. Первым и одним из основных этапов является создание контурной линии. Она наносится резервирующим составом, который создает преграду и не дает краске растекаться. Для получения аккуратной контурной линии нужен определенный навык, который приходит с опытом. Рисунок можно наносить при помощи шаблона или непосредственно от руки. Это, конечно, сложнее, но зато дает определенную свободу фантазии, потому что вы сможете таким способом проявить свою индивидуальность.

Для создания весьма интересных росписей можно применять поэтапное нанесение контура бесцветным резервом. Для этого используют линию резерва, которая необходима для управления распределения красителей и для очерчивания контура рисунка. При работе таким способом линии менее заметны, что приводит к созданию менее шаблонного и более мягкого изображения.

При поэтапном нанесении контуров декоративная роль линии сведена к минимуму. Но можно создавать уникальные узоры, используя невидимые линии резерва. С помощью гутты, воска или водорастворимого резерва вы можете нанести необходимый рисунок, а затем, после его окрашивания, удалить полностью контуры с законченного изделия. Для получения четких геометрических рисунков или бордюров следует научиться наносить прямые линии. Их после определенной практики можно нарисовать от руки. Для начала же тренироваться можно, положив длинную линейку на два брусочка.

Используя загустители для красок, рисунок на ткань можно наносить с помощью штампов и печатей. Начинающие мастера такие вспомогательные средства могут приобрести в специальном магазине, где есть достаточно большой выбор готовых изделий с самыми разнообразными оттисками. Опытные мастера, создающие уникальные узоры, изготавливают штампы самостоятельно или на заказ.

  • Роспись «мокрым по мокрому» для создания эффекта акварели

При использовании этой техники происходит свободное перетекание цвета. В момент, когда растекание краски по ткани прекращается, образуется декоративный слой, который называют «затеком». Если расположить водяные затеки в определенных местах, их можно сделать частью рисунка. Особенно красиво они смотрятся в пейзажах, где изображаются деревья, горы. В растительных мотивах с помощью декоративных затеков можно создать очертания цветочных лепестков и прожилки листьев. Это достаточно сложная техника, потому что надо уметь управлять движением красителей.

  • Работа с использованием эффектарных солей

Сухая соль обладает способностью впитывать краску или жидкий краситель, позволяя создавать удивительные «морозные» узоры. Размер узорных цветовых пятен можно регулировать, используя гранулы и кристаллы соли различного размера. С помощью столовой соли можно сделать совсем мелкие точки, а использование хозяйственной и специальной эффектарной соли для батика помогает получить более крупный рисунок.

Соль при работе в этой технике рассыпается по шелку, пока краски еще влажные. Соль не сможет впитать краситель и образовать рисунок, если ткань уже подсохла. В этом случае вместо впечатляющих текучих разводов получится узор из мелких звездочек. Необыкновенный рисунок образуется, если вокруг каждого кристалла соли остается своя зона действия.

  • Использование грунтовочных составов

Загустительные составы изменяют способность красителя свободно растекаться по ткани. Но можно изменить и впитывающую способность самой ткани. После обработки шелка специальным составом, который препятствует впитыванию жидкости, краски легко наносятся на материал даже без применения резервов.

Грунтовочные составы бывают прозрачные или белые. Они наносятся как на всю ткань целиком, так и на какой-то определенный участок. Когда грунтовочный состав высыхает, шелк ведет себя, как плотная, сухая бумага, удерживая красители там, куда их наносят. При работе можно придерживаться контуров подложенного под ткань образца или эффективно творить, следуя собственной фантазии. Нанесение грунтовочных смесей придает шелку некоторую жесткость, поэтому такие изделия используют там, где мягкость и дрпируемость не очень важны, например, в панно, открытках, чехлах для подушек.

  • Создание узоров из водяных разводов

Для создания самых эффектных затеков используют последовательное нанесение на сухие участки росписи слоев парозакрепляемых красителей, спирта, воды или растворяющих средств. Каждое последующее нанесение красителя или других жидкостей отталкивает предыдущие слои краски, создавая так называемые «морщинистые края». Если последующий слой наносится, когда ткань еще влажная, эффект, получаемый от затеков, смягчается. В этом случае на ткани проявляется узор из более светлых линий или элегантные кольца.

Здесь вкратце были перечислены основные приемы росписи по шелку, с помощью которых можно создавать великолепные высокохудожественные изделия для украшения интерьера своего дома и эксклюзивные модные аксессуары для собственного гардероба. Если вы решите всерьез заняться этим увлекательным делом, то узнаете и другие дополнительные приемы, где вы сможете работать не только с гладким шелком, но и с шелковым бархатом. А пока вам стоит освоить основы мастерства. И поверьте, роспись по шелку доставит вам истинное творческое наслаждение!

Роспись по шелку: мастер-класс для начинающих, рисунки и техника

Любителям эксклюзивных и ярких вещей от футболки до штор пригодится умение выполнять роспись по шелку. Мастер-класс для начинающих расскажет об основных принципах росписи и обо всех необходимых инструментах и материалах. Не так давно этот вид творчества был доступен только художникам. Необходимо было самостоятельно готовить смесь для контура, делать инструменты и подбирать краску для ткани, чтобы она хорошо держалась, не пачкалась и не смывалась. Теперь любой желающий может заняться росписью тканей, так как в магазине продаются готовые наборы для батика – именно так называется этот вид творчества.

Некоторые считают, что это «китайская роспись», т.е. родиной батика является Китай. Это мнение, скорее всего, основано на том, что Китай всегда славился своими шелковыми тканями и первый научился добывать шелковую нить. Однако «китайская» — не совсем корректное название, так как истинная родина батика – Индонезия, откуда это мастерство перекочевало в Индию. Так что это, скорее, «индонезийская» или «азиатская» роспись.

Основы мастерства

Расписывать можно не только шелк, но и синтетику, шерсть, хлопок. От ткани, а также от желаемого результата зависит техника росписи.

Чаще всего расписывается шелк, но это не принципиально, особенно если у мастера нет достаточного опыта в батике. Потренироваться в покраске ткани можно и на простой белой хлопковой ткани.

Еще с древних времен известно несколько способов раскрашивания ткани: холодный, узелковый, горячий батик. Рассмотрим подробнее основной принцип работы холодного батика.

Холодный способ росписи, пожалуй, самый популярный вид батика. Его освоение не требует особых художественных навыков, а кроме того, именно этот способ даст общее представление о том, что такое искусство батика.

Прежде всего, стоит определиться с материалами, а именно с красками и тканью. Краски для батика могут быть водорастворимые и акриловые, под запаривание и термозакрепляемые.

Водорастворимые подходят для тонких тканей типа шелка и прокрашивают нити ткани полностью. Акриловые относятся к покрывным краскам, так как по консистенции похожи на гуашь и не способны проникать «внутрь». Как правило, эти виды красок по-разному закрепляются: водорастворимые фиксируются паром, а акриловые — термическим воздействием, то есть при помощи утюга.

Красители «под запаривание» считаются более профессиональными, а процесс закрепления происходит сложнее, чем с акриловыми красками. При этом ткань остается мягкой и гладкой, краску невозможно отделить от ткани. С помощью утюга можно закрепить акриловые краски, например, на хлопке. При этом краска не проникает в волокна ткани, и она в месте покраски остается более жесткой.

Если профессионально заниматься батиком, то лучше приобрести натуральный шелк и использовать водорастворимые краски. Для тех, кто хочет только попробовать себя в росписи ткани, подойдет натуральный хлопок и акрил.

Необходимые наборы красок под определенный вид ткани можно приобрести в магазине для творчества.

Что еще понадобится:

  • стеклянная резервуарная трубочка для нанесения линий рисунка (используется для холодного батика);

  • чантинг — инструмент для нанесения воска при горячем способе;

  • подрамник для того, чтобы натянуть ткань, и кнопки для закрепления;

  • специальные разноцветные контуры для прорисовки;

  • контурные рисунки в качестве шаблона.

Общий алгоритм создания росписи на ткани:

  1. Натянуть ткань на подрамник и закрепить кнопками. Начинать необходимо с углов, а затем закрепить по сторонам. Лучше всего натягивать влажную ткань. Нужно помнить, что она не должна провисать и должна быть натянута как кожа барабана — очень туго, без перекосов и складок.
  1. Подложить под ткань отобранный эскиз. С помощью этого способа росписи можно создавать на ткани целые картины, поэтому стоит подойти серьезно к выбору рисунка. Для новичков рекомендуется выбрать изображение с крупными деталями и узорами.

  1. Обвести просвечивающий через ткань рисунок по контурам резервом (при помощи трубочки). Необходимо следить, чтобы она всегда была перпендикулярна ткани и не задерживалась долго на одном месте.

  1. Просмотреть ткань с резервом на свет, чтобы обнаружить разрывы линий и исправить их. Оставить на высыхание (минут 40-60).

  1. Начать расписывать фон. Для начала необходимо смочить нужные участки ткани водой, а затем нанести небольшой слой краски. Можно делать переходы от одного цвета к другому (от темного к светлому тону), наносить краску пятнами.

  1. Раскрасить все крупные детали, выделить отдельные элементы, акцентировав их более ярким или темным цветом.

  1. Сделать детализацию с помощью контура и тонкой кисти.

  1. Снять ткань с подрамника и прогладить утюгом для лучшего закрепления краски. Оставить ткань примерно на сутки.

  1. Выстирать в мыльной воде, чтобы удалить остатки резерва, высушить и прогладить.

Необязательно использовать готовые шаблоны для росписи. Ткань может украсить свободная роспись от руки. Все зависит от опытности художника, а также его фантазии. Конечно, прежде чем переносить рисунок на ткань, лучше всего сделать его эскиз по размеру полотна. Росписью можно украшать как предметы гардероба, например, сумки или шелковые шарфики, так и декоративные предметы интерьера, например, ширмы или шторы.

Для новичков ручная роспись может оказаться довольно сложной, требующей некоторых навыков рисования и уверенного владения кистью, даже если роспись производится по шаблону. Тем, кому не хочется возиться с кисточками, красками, резервами и прочим, может понравиться узелковый способ.

Узелковый способ росписи, а точнее окрашивания ткани, хорошо подойдет тем, кто не умеет рисовать. Таким способом можно раскрашивать платки, футболки, банданы, сумки. Суть техники сводится к тому, что ткань необходимо перекрутить определенным способом и завязать с помощью ниток в узелки. После этого узелки окрашиваются и ткань, уже ставшая разноцветной, разворачивается.

Художественная роспись сможет преобразить любую ткань, дать вторую жизнь старым вещам и вдохновить на создание новых.

Видео по теме статьи

Подробнее о шелковой росписи можно посмотреть в подборке видео.

Секреты росписи по шелку, плюс советы для начинающих

Рисовать на ткани решаются те, кто любит тонкую работу и творчество с множеством деталей, цветовых акцентов и демонстрацией далеко не примитивных навыков. Роспись по шелку – это настоящее искусство, техника с множеством принципов и правил, но при этом благодарное занятие. Продукт творчества может стать изюминкой вашего гардероба, а успехи в росписи нередко делают из скромного новичка настоящего художника.

Историческая справка

Слово батик (batik) известно всем, кто когда-то восхитился удивительными работами в технике росписи по шелку. Благодарить за появление такого тончайшего художественного направления стоит индонезийцев, на острове Ява зародилось это искусство. Переводится оно как «капля воска», так как изначально именно воск наносили умельцы на те места, которые не должна была затрагивать краска.

Хотя, если выдерживать историческую справедливость, индонезийцы не придумали роспись по шелку – батиком они ее назвали и это название закрепилось. Но все же подобная техника тысячи лет назад процветала еще в Китайской империи. Правда, со временем она перестала активно развиваться, могла быть утеряна. А жители острова Ява из старинной техники сделали нечто новое, художественно переосмыслили и технически отточили.

В Индии и Японии расписной шелковый декор тоже оказался востребованным – рисование на ткани технически было родственным в разных странах, а вот изображения и узоры диктовали народные традиции, символика, колорит.

Техника росписи по шелку

Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.

Розпись цветами на шелке

Специальные краски для шелка закреплять можно разными способами – часто это длительная просушка, но применяются и утюжка полотна, и выдержка над паром. Новички обычно просто проглаживают работу утюгом, что дает надежную фиксацию краски. К слову, есть в продаже интересные наборы для творчества, где контур-резерв уже нанесен, рисунок размечен, и художнику остается только расписать работу.

Свободная роспись шелка

Предполагает работу жидкими красками по загрунтованной или чистой ткани. Но может эта ветка батика включать и роспись загущенными красками. Это направление понравится тем, кто не хочет делать штамповки, шаблонные работы, кому важно проявить индивидуальный почерк художника. Ограничителей в свободной росписи нет, что роднит ее с акварельным творчеством.

Для работы в этой технике нужны:

  • краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
  • кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
  • ватные либо поролоновые тампоны;
  • палитра, салфетка для протирания кисточек;
  • емкость для воды;
  • соль, спирт, цветные контуры;
  • фен для просушки.

Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).

Холодный и горячий батик

Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.

В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.

Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.

Узелковый батик

На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.

В этом деле важен опыт, потому что изначально трудно сказать, какой узор получится, но в процессе постижения ремесла художник уже четко видит будущую работу еще на этапе завязывания узлов.

Практические советы начинающим

Есть такие художественные направления, где концентрация, усидчивость, многократное повторение особенно важны. Роспись по шелку можно сравнить с каллиграфией, где одна неровная буква портит общее впечатление.

Чтобы давать свой мастер-класс, нужен не просто набор спецсредств, нужен приличный опыт и четкое понимание деталей процесса. Купите книгу, автор которой Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих», сделайте ее своим настольным изданием. Попробуйте разные техники, материалы, способы, и тогда изысканное искусство художественной росписи покорится и вам. И не забывайте – теорию нужно вовремя подкреплять практикой, благо пошаговые МК тому способствуют.

Мастер-класс: роспись по шелку

Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.

  • шелк;
  • рама для ткани + 4 кнопки;
  • контур-резерв;
  • фантомный маркер или карандаш;
  • краски по шелку, 5 цветов;
  • декоративная соль;
  • круглая синтетическая кисть № 3,4.

Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите.
Далее действуйте так:

    1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.

    2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.

    3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.

    4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
    5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.

    6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.

После того, как шелк раскрашен, не осталось пустых мест, работу можно считать готовой. Теперь ткани нужно дать высохнуть, снять с рабочего подрамника, прогладить ткань утюгом (очень деликатно), и подумать, как лучше обрамить картину.

В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.

Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.

Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.

Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!

Батик: техника росписи на ткани

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

История

Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Разновидности батика

Горячий

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Холодный

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.

Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов

Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление – “русский батик”.

Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань – ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски – уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.

Ольга Рахалина: “Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен”.

Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин – русский батик.

Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника – холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом – резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие – контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.

Надежда Быкова: “Анилиновые красители – это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой”.

Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.

Юлия Лындина: “Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный”.

Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент – широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.

Елена Ширяева: “На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво”.

Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.

Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.

Ольга Топоркова: “Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном”.

Самый важный этап – закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.

Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Итак, скажите, какие техники батика существуют?

Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.

Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке – какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.

Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки – с помощью маленьких кистей наносятся.

Ведущая: Это обычные живописные кисти?

Гость: Да, обычные живописные.

Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?

Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.

Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт – это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?

Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.

Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?

Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый – различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.

Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?

Гость: Художники говорят – дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.

Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?

Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.

Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.

Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.

Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.

Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.

И последнее – стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.

Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь

Все мы когда то начинали. Я даже помню, как начинала я! Моё увлечение батиком началось не три года назад, когда я впервые натянула ткань на раму, а лет 10-12 назад, когда я первый раз купила краски Гамма “Батик-хобби”. Краски те пришлось выкинуть, т.к. у них истек срок годности. Однако перед этим они 10 лет стояли в шкафу немым укором.

Первый же настоящий раз, такой, когда ткань была расписана, рисунок закреплен, а затем превращен в панно, произошел значительно позже, всего чуть больше трех лет назад. С тех пор я прошла, как мне кажется, огромный путь, и оглядываясь на себя начинающую, очень жалею, что в тот момент у меня не было ЯМ. Честное слово! Какого количества ошибок я бы не допустила! Хотя, если быть честной, всё равно очень многие тонкости пришли с личным опытом, потому что даже здесь, на ЯМ, при всём огромном богатстве и разнообразии публикаций и мастер-классов, я так и не увидела такой, который поможет сделать самый первый шаг в батике. Есть описания красок и тканей, есть рекомендации по закреплению паром и обработке края, есть чудесная публикация , в которой мастера рассказывают о том, чем пользуются они, но все эти публикации больше подходят для тех, кто уже кое-что знает о батике.

А я хочу рискнуть и в своей первой публикации начать с азов. Итак, что нужно знать, уметь и иметь (из материалов и приспособлений), для того, чтобы создать свой первый батик.

Для начала хочу сказать, что мнение автора – это его личное мнение и может сильно не совпадать с вашим, но тоже имеет право быть! И моё мнение таково: не стоит тратить огромные деньги для того, чтобы купить дорогие краски и натуральный шелк, если вы только начинаете или еще только думаете, а не начать ли! Вдруг, это окажется не вашим, а материалы уже будут куплены, деньги (и немалые, уж поверьте! батик – дорогое удовольствие) потрачены. Начинайте с малого и простого: с отечественных красок (для начинающих – самое то!), искусственных тканей, небольших самодельных рам.

Но, давайте по порядку! А вернее, с конца: что вам нужно иметь!

Для того, чтобы первый раз расписать ткань вам, как минимум, понадобятся: сама ткань (для первого раза отлично подойдут искусственные атлас, креп-сатин, шифон и т.д.), рама, краски, кисти, карандаш, резерв, приспособление для его нанесения (специально не пишу трубочка, потому что сама ими никогда не пользовалась и начинающим мастерам их не рекомендую, но об этом позже), кнопки, палитра и задумка, которую вы хотите воплотить!

А теперь обо всём этом подробнее и с комментариями.

Ткань. Как уже писала, учиться лучше на том, что не так дорого, как натуральный шелк. Мои первые эксперименты проходили над атласом и портьерной тканью (да-да! и она тоже подходит, причем очень даже, для изготовления панно).

Почему панно? Тому есть множество причин. Конечно, хочется сразу что-то такое, что можно будет носить и форсить, т.е. шарф, палантин, платок. Но, для таких утилитарных вещей лучше подходят натуральные ткани (в идеале -шелк) и краски под запарку. Запаривать возможно только натуральный шелк, думаю, объяснять почему не нужно. Кроме того, т.к. мы предполагаем, что этот материал предназначен для самых начинающих, то объясню, почему именно такие краски. Если совсем примитивно, то краски для батика делятся на два вида: парозакрепляемые и под утюг. Первые: активные и кислотные, анилины и проционы. если честно, в химических процессах и их составах разбираюсь так себе, но вам это в настоящий момент и не слишком важно, захотите – узнаете подробности. Главное, что вам нужно знать: запаривание изделия – процесс достаточно нервный. Не буду говорить, что это сложно, нет! Мастер-классов на эту тему здесь – много. Мне это удалось с первого раза. Но нервы. сколько их было потрачено и тратится каждый раз, когда я ставлю запариваться очередной платок или шарф. а вдруг что-то пойдет не так?! Так что для начинающих – это не вариант. Но у них есть огромное преимущество перед акрилом: они не меняют структуру шелка. Ткань остается нежной и легкой. Это потому, что эти краски проникают в структуру ткани, в отличие от акрила. Он работает по-другому: акрил создает вокруг волокон ткани цветную пленочку.

Краски, которые закрепляются утюгом- это акрил. Даже если вы не увидели на баночке надписи: акрил, это точно он! Он не плох, ни в коем случае! Но за счет своих особенностей даже самый качественный акрил самых лучших производителей делает ткань. жестче. Да простят меня другие мастера, работающие с акрилом, но я использую акрил ТОЛЬКО для панно.

Но вернемся к ткани. Кусок ткани, на которой вы будете творить свое первое панно, должен быть на 7-10 см больше, чем предполагаемый размер готовой работы. Это объясняется очень просто: когда вы сотворите чудо, вы наверняка захотите повесить его на стену и любоваться! Для этого вам нужно будет натянуть ткань на раму. именно для этого нужен некий запас по краям.

Ткань перед росписью необходимо обязательно постирать и отгладить. Чаще всего ткани продаются аппретированными, т.е. обработанными специальными составами, чтобы меньше мялись и пачкались. В аппретированный материал краски впитываются ОЧЕНЬ плохо! Так что не ленитесь, стирайте свой холст!

Рама. Сейчас у меня, да и у всех мастеров, влюбленных в батик всерьез и надолго, штук 15 разных рам. И для платков, и для шарфов, и для палантинов. От 40х40 до 110х110. Но для начала остановитесь на небольшой раме, например 60х60 см. Или оттолкнитесь с выбором размера от размера будущего шедевра. Прибавьте по 10 см и ваяйте раму! Понятно, что в интернете можно купить раздвижные рамы, но давайте вспомним, что это наш первый опыт, и мы пока ни в чем не уверены. Кода вы определитесь для себя, что батик – это ваше всё, купите или закажете себе рамы всех видов и размеров. Но пока хватит одной.

Свою первую раму я делала сама. Купила на хоз.рынке деревяшки (уж простите, не знаю как назвать правильно. брус. ) сечением 2,5 х2,5 см. Отпилила ножовкой кусочки нужной длинны, скрепила металлическими уголками. Получилось достаточно прочно (ткань при натягивании не гнула деревяшки), дешево и сердито.

До сих пор все рамы у меня самодельные. Правда, сейчас мне их делаем муж. Но принцип изготовления не меняется.

Чтобы рама не окрасилась, а это обязательно случится, ведь краска будет пропитывать ткань, раму можно залакировать. Но проще просто обмотать скотчем! И просто, и быстро, и эффект будет достигнут. Если скотч потеряет презентабельный вид, а это неизбежно, ведь мы будем тыкать в него кнопками и пачкать красками, его легко заменить.

Краски. Немного о красках я уже писала выше. Продолжим тему. Выбор красок сейчас просто невероятный. Я даже не буду пытаться обозреть необозримое и впихнуть в с статью невпихуемое. Так как сегодня мы говорим о начинающем мастере, то ему я рекомендую остановиться на Деколе.

Отечественные краски, не дорогие, разнообразные по цвету, устойчивые к выгоранию. Хорошо смешиваются и не дают неожиданных результатов. А еще продаются везде! И это – большое преимущество! Потому что в нашем городе, хотя назвать его совсем маленьким язык не повернется, всё таки, 200 тыс. жителей, кроме собственно Деколы в различных вариациях я красок для батика не нашла. А Декола оказалась отличным вариантом для начала. Закрепляются эти краски утюгом. Цвета получаются яркие и сочные. Кстати! У Деколы есть не только жидкие акриловые краски по шелку, но и краски для текстиля! Они гуще и подходят для свободной росписи.

Кстати! Мы же с вами не уточнили, что для самой первой работы лучше выбрать “холодный” батик. Этот такая техника росписи. Но о техниках мы поговорим чуть позже! Уточнение важно для того, чтобы стал понятен выбор жидкого акрила по шелку и необходимость резерва. И как раз сейчас мы о нем поговорим.

Резерв в батике, это не только способ не дать краскам растечься. Это еще и декоративный элемент. В панно декоративная функция резерва проявляется особенно явно. Но это тема для отдельного разговора. Сегодня мы говорим о первых шагах. И в нашем первом панно резерв будет бесцветным. Какой вы для себя выберете резерв – решать вам. Для начала вам нужно знать, что резерв бывает несмываемый и смываемый. Еще он бывает цветной и бесцветный(прозрачный). На водной и резиновой(бензиновой) основе. Думаю, те, кому будет очень интересно, найдут информацию о видах резерва. Сейчас мы выбираем, что лучше для начинающих.

Я начинала с резервом “Гамма” и для меня он до сих пор самый удобный: недорогой, доступный и достаточно качественный. К его минусам можно смело отнести запах. Поэтому при работе с этим резервом – открывайте форточки! Он продается в баночках по 70 мл. Сохнет около суток. Для его нанесения используют стеклянные трубочки или специальные флакончики с насадками, но о них потом.

Второй доступный вариант – смываемый резерв “Декола”. Он продается в тубах и снабжен утончающимся к кончику колпачком. Предполагается, что так вам будет удобно рисовать линии. Однако мне было не удобно. И я выдавливала его в бутылочку ( о бутылочках и флакончиках чуть позже), немного разводила (ибо густоват) и только потом рисовала. Из плюсов: запаха нет, быстро сохнет. Из минусов: линия местами слегка потеряла четкость.

О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к. приспособлениям для нанесения резерва!

Я специально не говорю о трубочках, хотя если вы откроете книги по батику, то увидите, что все авторы хором пишут о стеклянных трубочках для резерва. Я лично никогда трубочками не пользовалась, ибо сразу поняла все сложности работы с ней. Зато моя фантазия бурно искала выход и нашла его в виде небольших флакончиков из-под жидкости для разбавления лаков для ногтей! На кончик такого флакончика я приспосабливала металлический кончик от стержня для гелевой ручки из которого был аккуратно выдавлен шарик. Уже потом увидела в каком то из постов на ЯМ идею с кончиком от механического карандаша, но к тому моменту я обзавелась специальными флакончиками с металлическими соплами. Вот именно их я вам и рекомендую приобрести. Хотя бы парочку. Работать ими куда удобнее, чем трубочкой. Если же возможности купить это чудо нет, идея с флакончиком и наконечником от карандаша вам в помощь!

Что осталось? Кнопки. НА сайтах, которые торгуют материалами для художников, и для батика в.т.ч. можно увидеть чудо природы: специальные кнопки для батика или крючки. Однако их бешеная стоимость меня от них отпугнула напрочь. Я пользуюсь обычными канцелярскими кнопками-гвоздиками, которые хорошо втыкаются и стоят копейки. Для первых опытов ничего лучше и не придумаешь. Позже в качестве приятности купите себе специальные крючки. хотя я сейчас придумала для себя другой способ: сделала крючки из портновских шпилек. Острый кончик загнула крючком, а в петельку очень удобно протаскивать нитку или кнопку :))) Но это уже излишества.

Карандаш. Я использую очень мягкие карандаши 6М или 8М для нанесения рисунка-наброска на ткань. Кто-то использует маркеры для ткани, но мне работать с ними не понравилось. Так что, карандаш наше всё.

Кисти. Полный набор кистей вы купите себе потом, а для начала хватит 2-3: тонкой, средней и большой. Каждая из них пригодится вам. Тонкая – для прорисовки мелких деталей. Средняя – для росписи основных фрагментов. Большая – заливать фон. Кисти лучше покупать натуральные, но это сильно зависит от предпочтений мастера. Хорошая синтетическая кисть будет лучше, чем плохая беличья.

Палитра. Многие мастера покупают специальные палитры для художников: пластиковые с углублениями-ванночками. Я поступала проще – использовала белые пластиковые тарелки. И купить недорого и выбросить не жалко! бОльших объемов краски – ванночки, в которых продается бульонное желе. Очень, кстати, удобно!

Итак, как мне кажется, я вспомнила всё, что понадобиться начинающему мастеру.

А теперь пара слов о том, что нужно знать и уметь.

Когда то очень давно я закончила художественную школу. Это было так давно, что особых навыков у меня не осталось. Но вспомнила я быстро. Самое главное, что я вынесла оттуда – это умение смешивать краски и знания, что я получу, если смешаю определенные цвета; навыки работы с акварелью, а значит умение держать кисть. Вот это вам будет нужно. Понятно, что научить вас держать кисточку и писать ею по интернету не получится. А вот о смешивании красок материалов много. Прежде чем возьметесь за работу – почитайте обязательно!

Эскизы необходимой величины я лично давно делаю при помощи компьютера и, если вам будет интересно, – поделюсь своим способом. По старинке мастера рисуют эскизы на бумаге в натуральную величину или переносят на ткань по квадратам (как вариант), а особенно талантливые творят прямо на ткани. Я к таковым себя не отношу, поэтому хитрю как могу. :)))

Конечно, прежде чем вы начнете творить свой первый батик, узнайте как можно больше о техниках, коих множество и каждая по-своему прекрасна, о красках и свойствах ткани, о том, как создавать эскизы и где искать вдохновение. Во всем этом вам поможет Ярмарка мастеров. А я на этом поспешу откланяться.

Искусство росписи по шелку – советы начинающим

Роспись по шелку нельзя назвать обычным хобби, так как кроме желания требуется еще художественный вкус и умение рисовать. Но многие часто переоценивают сложность росписи по шелку. Да, определенные навыки в работе с шелком нужны, но сверхсложного оборудования для этого не требуется. Кроме того, шелк предоставляет безграничные возможности цветосмешения и визуальных эффектов, а его блеск делает роспись по-настоящему живой. На шелке можно написать не только пейзаж или абстракцию, но и стилизованную картину-свиток в китайском стиле, расписать шарф, платок или декоративную наволочку. Роспись по шелку очень любима детьми.

Искусство изготовления шелка было открыто в Древнем Китае более пяти тысяч лет назад, намного раньше изобретения бумаги, и быстро распространилось по всей Азии. В Поднебесной ткань использовалась как основной носитель в живописи и письме и чаще практиковалась свободная роспись по шелку, в то время как в Индии использовался метод горячего батика, когда с помощью воска намечались линии рисунка, которые предотвращали растекание и смешивание красок. Шелк позволяет намного дольше сохранять яркость цветов, чем другие ткани или бумага. На рубеже тысячелетий техника росписи по шелку попала в Индонезию, где батик получил наибольший расцвет. В конце 19 века был открыт холодный способ батика: в качестве резервирующего состава стали использовать сок тропического растения, который обладал свойствами резины. Сок растения (гутта) до сих пор используется в холодном батике, хотя есть и резервы другого состава. В Европу секрет росписи по шелку просочился только в начале 20-го века благодаря русским эмигрантам. Уже в 20-е годы расписанный вручную шелк стал излюбленным материалом парижских кутюрье.

Итак, что же потребуется для первых опытов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Существует множество видов шелка, лучше всего остановить свой выбор на ровной, тонкой ткани белого цвета. Шелк следует предварительно постирать и погладить, так как ткань имеет свойство садиться.

Для росписи по шелку существуют специальные краски. Краски делятся на различные виды по способу закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом и длительной сушкой. Для начинающих советуем остановиться на двух последних видах. Все краски растворяются водой и смешиваются также как и при рисовании на бумаге, можно получить эффект акварели.

Резервирующий состав (резерв) бывает прозрачным и разноцветным. Продается он в пузырьках с удобными насадками, которые позволяют свободно наносить рисунок непрерывной линией. Для начинающих лучше воспользоваться насадкой в 0,5 мм. Некоторые виды составов полностью смываются при стирке (только прозрачные), а некоторые оставляют прорезиненный след, лучше проконсультируйтесь у продавца. В продаже есть наборы для начинающих (от 500 рублей), которые включают в себя 5-9 цветов водорастворимых красок для росписи по шелку и резерв, можно для первых опытов купить шелк с уже нанесенным контуром рисунка.

Шелк для росписи должен быть туго натянут, поэтому для работы вам потребуется деревянная рама, для начала можно попробовать с большими пяльцами для вышивания. Шелк должен быть натянут сильно (как барабан) и равномерно – это играет важную роль для ровного и четкого нанесения рисунка. Нетрудно смастерить раму самим (из мягких пород дерева), можно купить и специальную раму для батика в магазине, очень удобны рамы с регулируемым размером. Закрепляется шелк с помощью кнопок, гвоздиков, булавок (для росписи готовых изделий) или специальных зажимов. Шелк лучше натягивать влажным – по высыхании натяжение становится еще больше.

Кисти для росписи по шелку выбирайте круглые, с острым кончиком. В идеале кисти из меха куницы и белки – краска с них не капает и не разбрызгивается. Для фантазийных разводов и грунтовки фона используются широкие кисти-губки.

Подготовительная фаза занимает больше всего времени, но только в первый раз. Шелк расписывается очень быстро, поэтому все необходимое должно быть под рукой. Если вы не уверены в точности своей руки, потренируйтесь сначала на бумаге, так как шелк исправлений не терпит.

Итак, приступаем к росписи. Для первого знакомства с шелком попробуйте свободную роспись по шелку. Чтобы краски меньше растекались можно предварительно замочить шелк в 20% растворе соли, высушить и прогладить, но это не обязательно. Можно начать с абстрактных цветовых пятен или полос, полностью покрывающих поверхность ткани (шарф, платок), этот процесс занимает чуть больше одной минуты. С помощью обычной поваренной соли можно достичь оригинальных эффектов на шелке. Соль обладает свойством притягивать воду, а вместе с ней и краску, поэтому посыпать шелк солью нужно, когда он еще совсем мокрый от красок (соль должна полностью раствориться), иначе могут остаться некрасивые контуры. Мелкие и крупные кристаллы соли создают различные эффекты. Если соль притягивает воду, то спирт, наоборот, имеет свойство ее отталкивать. Если спирт нанести на чистый шелк, то, проведя по этому месту кистью с краской, получим белое пятно, которое можно закрасить в другой цвет, когда шелк высохнет. С помощью ватных палочек можно делать узоры на уже расписанном шелке, получается эффект высветления.

При помощи резерва можно создавать более конкретные рисунки, так как раствор предотвращает растекание красок. При использовании прозрачного резерва получается белый контур вокруг рисунка, но можно нанести на шелк фоновый цвет, тогда контур получится не таким контрастным. Важное условие: линия резерва должна быть непрерывной, для начинающих лучше использовать цветной резерв, который делает линию видимой. Если вы не очень уверены при нанесении рисунка резервом сразу на ткань, то можно использовать фломастер-невидимку, который исчезает через несколько минут после нанесения. Рисуя сухой кистью, вы добьетесь более тонких линий при работе с красками.

Это только небольшое введение в технику росписи по шелку, точнее сказать верхушка айсберга. Роспись по шелку – это очень экспрессивное искусство, требующее импровизации и быстрой реакции, так как нежелательные пятна и подтеки, особенно на первых порах, явление нередкое. Вот несколько практических советов:

  • будьте терпеливы! Если вы работаете с резервом, дождись его полного высыхания и только тогда наносите краску. Если вы наносите резерв на уже окрашенный шелк, то краска тоже должна быть абсолютно сухой. Для ускорения процесса, можно использовать фен для сушки волос;
  • всегда держите под рукой лист бумаги и, прежде чем коснуться кистью шелка, промокните лишнюю краску (во избежание пятен и брызг);
  • проверить непрерывность линии резерва можно с помощью воды: если вода просочилась за пределы контуров рисунка, то нужно искать “брешь”;
  • если краска все-таки растеклась, то нужно действовать очень быстро. Всегда держите под рукой ватные палочки и спирт. Нужно постараться преградить путь вытекания краски с помощью палочки смоченной в спирте, одновременно собирая излишки вытекшей краски сухой ватной палочкой;
  • места, на которые попал спирт, получаются светлее при нанесении краски, есть способ “замыть” эти пятна. Для этого (до нанесения краски) протрите место 50% раствором спирта. Дайте шелку высохнуть и при нанесении краски старайтесь размыть контуры пятна кистью. Очень часто такие ляпсусы становятся самыми оригинальными местами готового полотна;
  • в мокром виде рисунок несколько темнее и ярче, чем в сухом.

И, наконец, самое главное правило: экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, получайте удовольствие от процесса! Удачи в новом начинании!

Ссылка на основную публикацию