Стиль бидермейер: интерьер и мебель

Бидермейер: визитная карточка стиля

Недавно Квартблог выпустил небольшой гид по стилям, в котором кратко описаны классические, современные и национальные стили. Вдохновившись составлением такого гида, мы решили посвятить некоторым направлениям отдельные посты, окунуться в их историю, разобрать по косточкам все детали и насытить вас интересной информацией. Сегодня предлагаем поговорить о бидермейере.

История

Этот стиль родом из Австрии и Германии XIX века и, честно говоря, за звучным и даже важным словом скрывается насмешка: бидермейер в переводе – некий «бравый господин Мейер», собирательный образ мещанина, который придумал и взял себе в качестве псевдонима поэт Л. Айхродт. Сроднившись таким образом с мещанством, бидермейер ставит во главу угла практичность, удобство, прочность. Примечательно, что многие классические в дизайне интерьеров стили начали свой путь с архитектуры (классицизм, готика, барокко и пр.), а вот бидермейер изначально появился как тип интерьерного убранства. Унаследовав некоторые черты ампира (принципы построения и лаконизм), бидермейер совершенно проигнорировал такие его качества, как холодность, помпезность и роскошь. К тому же, в первые годы XIX века у людей попросту не было финансовых возможностей на шикарную обстановку, зато дешевая, функциональная, комфортабельная английская мебель вполне отвечала потребностям среднестатистических буржуа.

Итак, каковы же основные особенности стиля бидермейер?

Содержание:

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

Бидермейер: Отделка

Стены обязательно должны быть однотонными, неважно, используется при этом штукатурка, краска или бумажные обои, главное – никаких вольностей в виде орнамента или рисунка. Даже если стены драпировались тканью, однотонность все равно была выдержана. Цветовая палитра достаточно демократична: желтый, голубой, розовый, бежевый цвета и их теплые оттенки. Напольное покрытие – конечно же, паркет.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер, непременно, обладает изогнутыми формами (изгибаются и спинки стульев, и локотники кресел, и ножки стола) и выполнена безукоризненно с точки зрения столярного мастерства (дерево при этом брали светлых пород: грушу, клен, вишню, берёзу, орех, ясень). Именно поэтому максимум, что делали с мебелью после того как она появлялась на свет – покрывали лаком, цветным или прозрачным. Обивка, конечно, допустима, но с условием: она должна крепится к мебели с помощью гвоздей с большими декоративными шляпками (белыми фарфоровыми, если точно). Что касается узора, то это может быть полоска или скромный цветочный орнамент.

В эпоху бидермейера в лучах славы купались такие многофункциональные предметы мебели, как раздвижные столы и столы с откидными столешницами, складные стулья, секретеры со множеством выдвижных ящичков, раскладывающиеся диваны. Трудно было представить обстановку и без шкафа-витрины (классика жанра – однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью ящичками, в том числе потайными), угловых шкафчиков, комодов, этажерок, трюмо, рабочих столиков (читальные столы, курительные, рабочие, карточные).

Присмотревшись, можно обнаружить на мебели влияние ампира: резной декор в виде лебедей, грифонов, гирлянд, лавровых венков, розеток. Их обычно золотили или покрывали черным лаком. Именно в бидермейере широко применялась фанеровка светлыми породами дерева и вставки в виде дерева разных пород.

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель. Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения. Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору.

Стиль бидермейер в интерьере

«Характерные для героев Айхродта черты — любительство, провинциальность, ироничность, пародийность — составили основу явления, впоследствии обобщенного под именем «бидермайер» (П. Шмидт «О живописи Бидермайера»).

Бидермайер – это художественный стиль и направление в австрийском и немецком искусстве, архитектуре и дизайне, охватывающее период 1815–1848 гг. Стиль был крайне распространен в Австро-Венгрии и «подконтрольной» ей Восточной Европе. Ключевая особенность бидермайера – в полном отрицании наследия классицизма, с его заимствованиями из античности, обращением к истории Древнего Рима и Греции.

Бидермейер по правилам. Законы стиля от дизайнеров:

Закон 1. Ограниченная трактовка действительности, устремление к интимным, сентиментальным образам и предметам, камерность;

Закон 2. Для бидермейера характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения светлые и просторные, отчего интерьер воспринимается в меру простым, но психологически комфортным.

Закон 3. В эпоху появления стиля в буржуазных домах возникает понятие “чистой комнаты” – представительной комнаты для приёма гостей. Комната заставляется огромным количеством мебели, которая стремится группироваться в центре, исключает пустоты.

Закон 4. Отличительные признаки мебели бидермейера – плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров.

Закон 5. Любимый мотив – натуралистически трактованные цветы, они везде – на обоях, коврах, тканях. Окна оформляются легкими муслиновыми занавесками и тяжелыми портьерами с бахромой кисточками по краям.

СТИЛЬ БИДЕРМЕЙЕР У ВАС В ДОМЕ.

1. Начиная обустраивать пространство помните, что для отделки спальных комнат подойдут однотонные цвета и теплые тона: желтый, голубой, розовый, орнамент в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Текстиль в доме допустит наличие муслиновых или бархатных занавесок.

2. Стилевая особенность декорирования – настенные силуэты, их можно наносить на любые поверхности — обои, окна, зеркала, мебель, кафель в ванной. Также для украшения стен прекрасно подойдут – картины, акварели и небольшие миниатюры – гравюры, небольшие городские пейзажи, востребованные бюргерством начала XIX века.

3. Функциональность мебели, свойственная стилю бидермейер, актуальна в современном интерьере, идею реализуют раздвижные механизмы, задвигаемые, откидные, закрываемые конструктивные решения в производстве мебели («мебель – трансформер»). Помните, что главное в мебельных трансформерах – это их способность изменяться: складываться и раскладываться, увеличиваться и уменьшаться и т. д.

Стиль бидермейер в интерьере: описание и фото

Стиль бидермейер, распространившийся по Европе в начале XIX века, имеет немецкое происхождение. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой), и это говорящее название.
Интерьер помещения, оформленного в этом стиле, удобен и по-домашнему уютен. Он – отражение мировоззрения представителей буржуазного класса, стремления человека жить в практично обставленном и комфортабельном доме.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.

Бидермейер в интерьере кухни

Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто.

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат. При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево.

Двери и окна

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).
Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.

Спальная комната в стиле бидермейер

Детали и декор

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

Бидермейер – стиль biedermeier в интерьере, картинах и букетах

Художественный стиль под названием бидермейер – направление в искусстве архитектуры и дизайна Германии и Австрии. Это движение получило широкое распространение и популярность в первой половине 19-го столетия (1815-48 гг). Термин «бидермейер» появился благодаря псевдониму немецкого драматурга Людвига Айхродта, – Готлиб Бидермейер, под которым печатались его произведения в журналах сатирических стихотворений (Fliegende Blätter). Основная черта стиля – идеализм быта.

История возникновения

Стиль бидермейер является одним из направлений романтизма, который начал зарождаться после ампира. Его иногда также называют смешанным направлением, в которое входят черты романтизма и ампира. Это направление отражало формы ампира, отобразившиеся в идеях домашнего уюта и интимности. Кроме того, оно преобразовывало черты «бюргерской» (мещанской, обывательской) среды. Бидермейер характеризуется детальным, тщательным и тонким изображением интерьера, бытовых элементов и природы.

Прежде всего, этот стиль нашел применение в живописи. Яркие представители – австрийские художники Фердинанд Вальдмюллер и Мориц фон Швинд, а также немецкие живописцы Людвиг Рихтер, Георг Фридрих Керсинг и Карл Шпицвег.

Среди основных предпосылок к появлению нового направления стала нестабильная обстановка в политической сфере Австрии и Германии. В те времена господствовал застой и реакция, что вызывало меланхолическую тревогу и необходимость «сбежать» от реальной жизни. Для такого состояния единственным выходом становился поиск романтики и маленьких радостей, а также погружение в круг дружеских и семейных отношений.

Приблизительно с 1830-го года параллельно с этим стилем начинает развиваться историзм, что отразилось на бидермейере в виде интереса к восточным традициям. В интерьере появляются японские и китайские декоративные предметы, а также турецкие и курительные комнаты.

Буржуазное направление традиционного классицизма пользовалось высокой популярностью в прикладном и декоративном искусстве до середины 19-го века. После этого периода наблюдалось появление романтических и барочных элементов, что привело к образованию неорококо.

Неорококо – первый «неостиль», явивший собой обновленный вариант устаревшего направления.

Современное направление

При организации интерьера в жилом помещении сегодня отдается предпочтение функциональности и практичности всех деталей. Бидермейер полностью соответствует этим требованиям и кроме того отличается простотой изысканных линий общей композиции.

Из числа множества стилей, это направление лишено идеологического подтекста, поэтому лучше всего отвечает потребностям человека. В интерьере любой комнаты бидермейер может подчеркнуть архитектурные особенности, а также скрыть недостатки планировки.

Архитектура

Это направление в основном сложилось как художественный стиль графики, живописи, интерьера и мебели, однако области архитектуры бидермейер практически не коснулся. За основу использовали традиции классицизма, отрицая масштабность и пафосные черты предыдущего ампира. Архитектурный стиль бидермейер придавал зданиям камерность, смягчая детали и формы общей конструкции.

Интерьер

Для стиля бидермейер в интерьере характерен простор в помещениях и светлые цветовые решения. В нем отсутствуют холодность и вычурность архитектурного ансамбля – черты, характеризующие ампир. Интерьер вновь превращается в пример жилого помещения, где все элементы несут в себе не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. Пропорции и симметрические формы весьма необычны – исчезает правильность композиций, так как значительное внимание уделяется непосредственно уюту и уровню комфортабельности.

В период развития стиля появляется определение «чистая комната» – помещение, предназначенное для приема гостей.

Цветовая гамма

В цветовых решениях предпочтение отдается тонам спокойных оттенков: светло-серый, голубой, белый, фисташковый, желтый или малиновый. Для спален и гостевых комнат применяется розовый цвет.

Материалы

Для организации интерьера внутренних помещений используются натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, текстиль.

Полы и стены

С самого начала эпохи использовалось паркетное покрытие для пола. Стены оклеиваются обоями преимущественно светлых оттенков, на которых могут быть ненавязчивые изгибы узоров, изображения птиц или полоски.

Изначально под обоями подразумевали использование тканевых материалов, которыми обивались поверхности стен. На смену им пришли бумажные рулоны, изготавливаемые производителями под узорчатый штоф, сукно и даже бархат.

Для отделки также применяются панели из мрамора (настоящего или искусственного) и дерева (окрашенного или натурального). Гризальные потолки украшают орнаментальные росписи.

В глубоких оконных проемах устанавливаются рамы удлиненной форм. С внутренней стороны они украшаются прозрачными многослойными занавесками из муслина. Окна также дополняются тяжелыми, но элегантно подобранными задрапированными шторами.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер заимствовала из предыдущего ампира лишь лаконизм и главные принципы в построении. Скруглились грубые очертания углов и профилей, в гарнитурах присутствуют мягкие элементы в изогнутых спинках кресел, стульев и диванов. Направление бидермейер основывается на высоком уровне комфорта в процессе использования и на непревзойденном качестве всех элементов. Мебель не является предметом роскоши и богатства. Несмотря на этот факт, гарнитуры отличаются следующими особенностями:

  • Правильные, хорошо подобранные пропорции.
  • Текстура и цвет дерева.
  • Удачно подобранный рисунок и оттенок для обивочных материалов.

Мастера по всему миру берут пример со своих английских коллег и начинают заниматься изготовлением многофункциональной и трансформируемой мебели:

  • Столы с выдвижными (или откидными) столешницами.
  • Стулья, которые трансформируются в лестницу для библиотеки.
  • Раздвижные стулья и столы.
  • Шкафы и письменные столы, оснащенные разнообразными техническими устройствами (потайными ящиками, выдвижными элементами и прочим).

Гарнитуры покрыты резным декором (в небольшом количестве), который присутствовал в ампире: грифоны, лебеди с длинными и вытянутыми шеями, ветви, корзинки, гирлянды, розетки, венки с лавровыми и дубовыми листами, рога изобилия и прочее. Обычно они покрывались позолотой или лаком черного цвета.

Наиболее популярный предмет мебели – диван с подлокотниками, боковыми валиками и высокой спинкой.

Наблюдается широкое применение фанеровки деталей мебели (локотники и ножки диванов, кресел и стульев) более светлыми породами натурального дерева.

Декор и аксессуары

К дополнительным интерьерным украшениям комнат относятся настенные гравюры и миниатюры, акварели, а также всевозможные силуэты (они нередко выполнялись собственноручно хозяевами дома).

Этажерки, витрины, резные трюмо и угловые шкафчики, клавесины (спинеты) – все это являлось непременным атрибутом интерьера эпохи бидермейера.

На подставках и столиках устанавливались цветы в вазах и корзинках, комнатные растения в горшках. Роза бидермейер, изображенная на фото, довольно часто применялась при составлении декоративных букетов. Обивка для мебели, покрывала, пледы и подушки часто покрывались интересными узорами в виде вышивки разноцветными нитями.

Особенно ценилось рукоделие – женщины занимались вышивкой, мозаикой, и рисованием, а мужчины изготавливали предметы мебели и прочие предметы. Такого рода творчество украшало внутренние помещения жилого строения, добавляя в интерьер домашний уют.

Флористика

Новый стиль затронул множество областей, среди которых была и флористика. Всемирную известность получила роза бидермейер гарден, которая используется при составлении цветочных композиций для свадеб. Букет в стиле бидермейер представляет собой жесткую круговую конструкцию, состоящую из 2-х и более кругов различных цветков. В состав каждого круга входят цветы одного вида и цвета.

В области флористики бидермейер начал зарождаться ближе к середине 19-го столетия.

Живопись

Бидермейер в живописи не создал невиданных ранее шедевров и переворотов в этой области искусства. Творцы того времени изображали представителей буржуазного общества, окруженных домашней обстановкой. Живописцы особое значение придавали предметам быта и интерьера, фокусировали свое внимание на мелочах при создании портретов.

Бидермейер в стиле одежде воплотил движение нового времени – стремление к уместности, комфорту, удобству и функциональности. Силуэт женского платья в корни изменился: длина юбки укорочена, лиф становится приталенным, линия талии располагается значительно ниже (в сравнении с ампирными нарядами). В моду бидермейера входят корсеты. Для визуального подчеркивания талии используются расширенные большие рукава, которые называют «пагодообразными», «ветчинообразными» или «бараний окорок».

Переход от платьев ампира до нарядов нового стиля длился порядка 10-ти лет.

Для удлинения шеи носят платья с глубоким декольте, а головы прелестниц украшаются прическами бидермейер. Сложность их выполнения была весьма искусна – волосы укладывались крупными локонами на висках, создавая впечатление декоративной архитектуры.

В эпоху бидермейера использовались многочисленные женские головные уборы, которые разделялись на три основных типа:

  • Шляпы с широкими полями, дополненные перьями и живыми цветами.
  • Чепцы – пышно украшенные лентами, кружевом и рюшем (по переднему краю).
  • Капор – элементы чепца и шляпы в одной модели головного убора.

Оригинальный и самобытный бидермейер

Особенности дизайна и ремонта однокомнатной квартиры в хрущевке подробно описаны тут.

Выводы

Направление бидермейер оставило свой след в интерьере, живописи, флористике и моде. Оно призвано создавать уникальный образ элегантных и лаконичных форм, благодаря чему пользуется огромной популярностью и в современное время. Стиль бидермейер широко применяется в современном интерьере, флористике и модных веяниях женских нарядов и причесок. Его многогранность и естественная простота позволяет создавать необычные композиции в любой из перечисленных областей.

Марокканский стиль в интерьере можно считать параллельным бидермейеру. А вот бионика – совершенно новое, основанное на биоматериалах, направление в архитектуре и дизайне.

Стиль минимализм в архитектуре: современные каркасные дома

Скандинавская архитектура: стиль минимализма в современном интерьере

Стиль гранж: что это такое – grunge style

Стиль барокко: что это такое, эпоха живописи и искусства

Стиль бидермейер в интерьере — история и современность

Стиль бидермейер имеет немецкое происхождение. Распространяться он стал по Европе (особенно по Германии и Австрии) в начале XIX в. В интерьере немецких и австрийских домов новый стиль прочные позиции занимал вплоть до демократических революций, произошедших в 1848 г.

Бидермейер можно оценить как стиль, практически полностью соответствующий мировоззрению буржуазии. В этом стиле отражалось стремление представителей среднего класса, уставших от войн Наполеона, к спокойной и размеренной жизни.

Происхождение стиля

Немецкое слово «bieder» обозначает обывательский или простодушный. «Бидермайер» раньше переводили с сатирическим подтекстом в двух вариациях – «бравый солдат Майер» или «простодушный господин Майер». Такое ироничное название стиль получил от псевдонима известного немецкого поэта Людвига Айхрода, подписывался он как «Готлиб Бидермейер».

Айхрод писал пародии на стихи школьного учителя Заутера. Последний был поклонником и носителем мещанских вкусов, писал стихи, прославляющие радости проживания на земле, и был вполне счастлив, хотя и жил в стесненных условиях. Относительно к стилю в искусстве и интерьере термин «бидермейер» был впервые применен лишь в 1894 г.

Название стиля с наибольшей достоверностью выражает его суть. Стиль бидермейер отличается одной главной особенностью – в интерьере обязательно должно соблюдаться удобство и домашний уют.

Бидермейер вышел из образцов известных дворцовых стилей, таких как ампир и классицизм. Сохраняя те же мотивы и формы, бидермейер сделал их более мягкими, сглаженными, то есть больше приблизил обстановку к домашней и комфортной для домочадцев.

Бидермейер в интерьере иногда дизайнеры называют смесью романтизма и ампира. Несмотря на то, что изначально новый стиль полюбился только мещанским обществом, со временем он смог и проникнуть в дворцовые интерьеры, делая их более теплыми и мягкими.

Дом в стиле бидермейер

Бидермейер как стиль оценен с положительной стороны и последующими поколениями. Именно с приходом этого направления в жилом интерьере на первое место вышли удобство, простота и комфорт. Можно сказать, что это первый европейский стиль, главным для которого считалась не театральность роскоши, а соответствие обычной жизни.

Главные критерии выбора какой-либо вещи для стиля бидермейер – доброкачественность, практичность и целесообразность в интерьере. Бидермейер прославляет семейные ценности, простой домашний уют без показного богатства.

Стиль бидермейер отличается особой выдержанностью всех пропорций, всегда производит впечатление целостности. В оформленном в соответствии с этим направлением жилище всегда спокойно, уютно и нет вычурности. Комнаты обязательно должны быть светлыми, обычных геометрических форм.

Стены оклеивают цветочными или полосатыми обоями светлых оттенков, допускается их разделение архитектурными элементами. Потолки обычно сводчатые, проемы окон достаточно глубокие и украшены парящими занавесками из муслина. В одном из углов общей комнаты обязательно монтируется в круглой стенной нише белая печь с изящными формами. На стенах развешивают различные гравюры, неяркие акварели и миниатюры.

Стиль бидермейер принес в буржуазную среду такое понятие, как «чистая комната», то есть помещение для приема любых гостей, что позволяет подражать богатым салонам аристократов. Эту комнату рекомендовалось обставлять с особой заботой, так как именно по ее обстановке гости могли судить о благосостоянии хозяев.

Традиционным атрибутом в «чистой комнате» считались стеклянные серванты небольших размеров. На их полках расставляли коллекции дорогого фарфора и разнообразные модные безделушки. В интерьере обязательно должны присутствовать сентиментальные украшения и сувениры, вышивки и музыкальные настенные или напольные часы. В выбранной живописи соблюдаются бытовые сценки с тонко и четко прорисованными деталями.

Мебель, подобранная для стиля бидермейер, прежде всего, должна выполнять практичные цели и только после этого служить в качестве украшения комнаты. Широко применялась в мебели техника фанерования. Бидермейер часто именовали эпохой светлых пород дерева – для столов, стульев, диванов выбирали ясень березу, сосну, вишню, клен и грушу.

Мастера-краснодеревщики в XIX в. умели тонко подчеркнуть естественную красоту используемого дерева и декоративные элементы практически не применяли. Этому времени больше свойственна популярность свободной от определенных архитектурных форм мебели, что широко используется и в наши дни.

Мебель эпохи бидермейера легко можно отличить по нескольким признакам. Плавно выгнутые спинки и подлокотники диванов и кресел, точеные и гнутые ножки. Подлокотники, спинки и ножки часто оформляли в виде фигур грифонов, лебедей, широко использовались растительные орнаменты./

Обивку предпочитали изготавливать из цветного ситца или полосатого репса. Облицовочные ткани на креслах, диванах часто фиксировались при помощи гвоздиков с разноцветными фарфоровыми шляпками.

Кровати предпочитали выбирать простыми по конструкции, ножные и головные щиты должны были быть одинаковыми по высоте. Приветствовались гладкость дерева и отсутствие украшений. Балдахины, широко популярные до этого стиля, постепенно практически исчезли из оформления спален.

Стиль бидермейер предусматривает наличие в доме больших, круглых столов с разнообразными по форме опорными ножками. Интерьер стиля обязательно должны дополнять угловые шкафчики, витрины, трюмо, этажерки под книги и цветы, компактные клавесины. Желательно присутствие комнатных растений в цветочных вазах и горшках, их устанавливают на подставках и этажерках.

Декоративное оформление стиля бидермейер обязательно завершают яркие цветастые покрывала и скатерти на столах, драпированные шторы, различные накидки с вышивкой.

Бидермейер – стиль интерьера или мещанство?

Что представляет собой стиль бидермейер? Откуда произошло такое название? На эти и многие другие вопросы нам ответит статья

Давно забытый стиль интерьера бидермейер, совсем немного пытается напомнить о себе. Его попытки найти свое место в современном дизайнерском искусстве еще достаточно малы. И есть отчего. Очень нелестно отзывались о нем напыщенные предшественники, но были и настоящие почитатели. Наступил момент, когда можно приоткрыть занавес в истории с еще не очень известным названием « Бидермейер».

В духе своего времени

Многие европейские страны первой половины 19 века истощены наполеоновскими войнами, в их числе Австрия, Венгрия, Германия. В завершении всего, начало мирной жизни в этих государствах сопровождается введением жесткого политического режима. Но все же, среди тягот того времени находится повод и для светлых чувств: мужчины возвращаются с войны, в семьях вновь царит покой и уют. Маленькие житейские радости вдруг становятся основными ценностями в обществе, основ у которого составляют буржуа и зажиточные мещане. Эти практичные по своей природе люди пытаются обустроить свой быт, и тут же понимают непозволительность роскоши, к которой обязывал господствующий тогда в Европе стиль ампир.

Ампир подразумевал дворцовые помещения с пилястрами, колонами, позолотой, мебелью вычурных форм из красного или черного дерева. Кроме того, этот стиль взывал к поклонению искусству Древней Греции и Рима с его симметричностью форм, пропорциями, использованием античных статуй и предметов. Одним словом, основными чертами ампира были помпезность и восхваление героических подвигов, а для этого нужны были огромные площади и настоящее богатство.

Но, вспомнив вышеперечисленные немецкие ценности того времени и определенное стеснение в материальных средствах, становится понятным, что это не могло не отразиться на стиле жизни, и как следствие – интерьерах жилищ многочисленного класса буржуазии, проживавшей тогда как в домах, так и в квартирах. Таким образом, в Германии, Австрии и близлежащих Чехии, Румынии, Словакии зарождается новый стиль, получивший от поклонников ампира, ироничное название «бидермейер».

Название, данное аристократами буржуазному стилю

Слово бидермейер в дословном переводе с немецкого языка означает: «бравый, либо простак Майер». Мало кто знает, что Бидермейер (Бидермайер) – это псевдоним немецкого писателя Л. Айхродта, издавшего серию стихов о школьном учителе Майере, который живет в своем узком обывательском мирке, не стремится ни к чему возвышенному, но при этом чувствует себя счастливым. И сам писатель, и его герой не внесли в литературу особой значимости, однако, «помогли» данной фамилии стать нарицательной. Считается, что именно после выхода этих стихов стиль жизни периода первой половины 19 века в странах Германского союза стал называться бидермейером. Справедливой ли была критика этого явления, каждый может судить по своему усмотрению, немного подробнее ознакомившись с ним.

Убогость души или поэзия быта?

Стиль бидермейер в интерьерах жилищ в первую очередь ассоциируется с высокими потолками, обоями светлых оттенков: голубыми, желтыми, розовыми, часто в полоску или цветочек. На окнах гардины в сочетании с портьерами из тяжелых тканей, декорированных кисточками и бахромой.

Мебель отличается простотой форм, но подкупает своей добротностью. На смену дорогостоящим породам древесины приходят клен, сосна, груша. Используется фанеровка, приобретает ценность текстура древесины. Особое внимание уделяется мягкой мебели: диванам, софам, креслам. Они, как правило, расположены в центре комнаты. Что касается обивки, то вместо дорогого шелка появляется репс в полоску и даже пестрый ситец. Ножки стульев зачастую имеют изогнутую форму. Еще одной особенностью мебели стиля бидермейер является ее многофункциональность. Это время раздвижных столов, столов с откидной столешницей, секретеров, потайных ящичков. В гостиной очень часто можно увидеть шкаф для посуды, трельяж, этажерки. На полу расстелен ковер.

Особые акценты в этом стиле расставлены на небольших элементах декора. К ним относятся фарфоровые статуэтки, шкатулки, сувениры, которые с особой любовью выставляются на самых видных местах. Стены украшены картинами, на которых изображены сцены из жизни, портреты членов семьи, вышивка, композиции из засушенных цветов в рамочках.

В таких гостиных, которые называли в то время «чистыми комнатами», пришедшими на смену аристократическим салонам, принимали гостей, но вместе с тем они выполняли бытовую функцию. Разве они не напоминают этим жилье нашего времени?

В современных дизайнерских решениях бидермейер допускает драпировки, ламбрекены на окнах, уголки с живыми растениями. Гармонично смотрятся в таком помещении аквариумы, клетки с птицами. Более того, как во времена возникновения, так и сейчас, иногда используются элементы восточной культуры: курильницы, кальяны, китайские фигурки.

Данный стиль, выражаясь современным языком, ориентирован на успешного человека, а о том, что является истинной духовностью судить можно по-разному.

Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции

Стиль бидермейер популярен у тех, кто ценит в интерьере сочетание домашнего уюта и комфорта.

История и интересные факты

Стиль бидермейер появился в Германии в начале XIX века и пользовался популярностью до середины столетия. Он был распространен среди представителей немецкой и австрийской буржуазии не только как интерьерное и ландшафтное решение. Бидермейер проявил себя в живописи, архитектуре и даже в нарядах.

Во времена расцвета этого стиля Европа пережила несколько переломных моментов. Позади была война с Наполеоном, прошла Первая мировая война, готовилась Вторая, близились демократические революции.

Обычные граждане тогда особенно хотели простого домашнего уюта и погружения в круг маленьких семейных радостей. Как раз в эту пору и появился стиль бидермейер, соединивший практичность буржуазного сознания, выдержанность пропорций имперского стиля ампир и поэтическую умиротворенность атмосферы, в которой так нуждался бюргер.

Название стиля имеет идеологические корни. Bieder значит простодушный, а Мeier – это распространенная немецкая фамилия. Слово было взято от псевдонима известного в Германии поэта Людвига Айхрода, писавшего в ироническом духе о школьном учителе-филистере.

Герой его эпиграмм – типичный представитель среднего класса. Людвиг подписывался как «Готлиб Бидермейер». Фамилия-псевдоним стала нарицательной, характеризуя обывателей с их «земными» интересами.

В России об этом направлении узнали в эпоху Пушкина. Бидермейер пришелся по вкусу дворянскому сословию и утвердился в господских домах, усадьбах и дачах. Что интересно, он не изжил себя до сих пор и прекрасно подойдет для современной квартиры. Даже в оформлении отелей люксового класса и дорогих ресторанов дизайнеры нередко используют этот стиль, потому что он создает домашнюю обстановку.

Требования к оформлению интерьера

Оформляя интерьер в стиле бидермейер, важно двигаться к цели – наполнить обстановку изысканным уютом, спокойствием и ощущением материального благополучия.

Бидермейеру в интерьере свойственны:

  • стремление к минимализму и высвобождению пространства;
  • комфорт и функциональность во всем;
  • консерватизм и любовь к традициям;
  • эклетичность;
  • единство духовного и предметного мира.

Стены, потолок и пол

Чтобы воссоздать стиль немецкого сентиментализма, следует обратить внимание на теплые и спокойные цвета для отделки стен. Идеальны:

  • нежно-голубой,
  • розовый,
  • кремовый,
  • песочно-желтый,
  • фисташковый,
  • персиковый,
  • все оттенки коричневого.

Стены можно красить вододисперсионной краской (обязательно одним цветом), которая не боится воды и солнца. Также для этой цели подойдут классические бумажные обои без рисунка, тисненные с ненавязчивым цветочным рисунком или обои в полоску.

Традиционно потолки в этом интерьере выкрашивают светлыми тонами и отделяют карнизом или лепниной. Допустимо заменить этот вариант натяжным потолком простой формы.

Для пола в квартире, оформленной стиле бидермейер, подойдет штучный паркет. Приверженцам современных материалов дизайнеры советуют уложить на пол ламинат или линолеум, приближенные по расцветке к натуральному дереву. Для тех, кто любит ковры на полу, тоже нет ограничений в этом стиле. Главное – гармония цветов и фактур, отсутствие излишеств.

Тенденции бидермейера в мебели

Мебель должна быть сделана из массива светлого дерева. Подойдут груша, акация, ясень, береза, клен и орех. Также в изготовлении мебели для стиля бидермейер применяют фанеровку светлыми породами дерева. Иногда встречается инкрустация, в том числе интарсия небольшими вставками из дерева разных пород.

Можно остановить выбор на красном и розовом дереве (это махагони и цезальпиния). Допускаются лакирование с сохранением естественного вида мебели.

Бидермейер приветствует круглые формы в интерьере. Обладать плавной изогнутой формой могут, например, спинки и ножки стульев, подлокотники кресел. Первостепенное значение имеют прочность и красота самого дерева, практичность предметов мебели.

Одобряется трансформирующаяся функциональная мебель, которая экономит пространство. Например, раздвижные столы, диваны с механизмом «книжка» или «дельфин», которые можно раскладывать, столешницы и бюро с откидным столиком.

На мебели бидермейера сегодня актуален резной декор, позаимствованный у помпезного ампира. Правда, в умеренном количестве. Украсить мебель могут лебеди с вытянутыми шеями, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки. Все эти резные украшения покрываются по желанию позолотой или лаком черного цвета.

В центре комнаты следует поставить большой стол, желательно круглый. Вообще, бидермейер тяготеет к столам. В эпоху этого стиля широко использовали разнообразные рабочие столы – читальные, кофейные, карточные, курительные, для рукоделия.

Вдоль стен комнаты уместно расставить практичные и красивые шкафы или секретеры, комоды, этажерки, трюмо и бюро с большим количеством ящиков.

Также к интерьеру подойдут угловые шкафчики и серванты-витрины, в которые можно выставлять предметы коллекций, сувениры из разных стран и прочие интересные вещицы.

Для отдыха оптимальны низкие мягкие кресла с широкими подлокотниками и удобными спинками, кресла-качалки, пуфы. Чтобы было комфортнее, рядом с ними стоит установить скамеечки для ног.

Особенности выбора текстиля

Уют в квартире создается во многом благодаря правильно подобранным предметам из текстиля. В его выборе бидермейер не ограничивает.

Можно смело использовать покрывала, пледы, кружевные салфетки и вышитые узором скатерти. Ткани могут быть совершенно разные. А вот узор для этого стиля важен определенный. Рекомендованы цветочные принты, рисунок с птицами или фруктами, полоска.

На окна следует повесить воздушные занавески из шелка, органзы или муслина и бархатные шторы с кисточками. Их цвет или узор должен гармонировать с мебельной обивкой.

Дизайнеры интерьеров предлагают драпировать шторы с помощью шторной ленты или держателей-клипс на магнитах, что дополнительно подчеркивает стилистику.

Постеленный в центре комнаты ковер тоже украсит помещение. Идеален мягкий ковер с длинным ворсом (шагги). Материал для него лучше подбирать натуральный, тогда ковер будет смотреться более презентабельно и прослужит долгие годы.

Какой декор уместен для интерьера

Главные декоративные элементы в интерьере бидермейер – живые цветы и комнатные растения. Их допустимо размещать где душа пожелает:

  • на стенах;
  • на подоконниках;
  • на столиках;
  • на полу,
  • в специальных подставках – жардиньерках.

Из искусственных или засушенных цветов делают композиции и гербарии. В том числе для декора активно используют акварельные картины, гравюры, расписные тарелки, старинные часы.

Впишутся в обстановку и семейные фотографии в деревянных рамках. На полки этажерок и столики можно поставить изящные статуэтки, фарфоровую посуду, шкатулки, свечи в канделябрах.

Популярный еще в ампире прием драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, уместен и в бидермейере. Это преображает комнату.

Стиль бидермейер унаследовал от ампира панорамные обои и пейзажные изображения на отдельных предметах. Особенно органично в интерьере смотрятся изображения сцен охоты.

В декоре нельзя забывать о главном принципе бидермейера – сохранении милой сентиментальности и практичной скромности интерьера.

Виды и варианты освещения

Освещение важно для расслабляющей и теплой обстановки в помещении, поэтому к выбору источников света тоже нужно отнестись внимательно.

Классические люстры с лампочками, похожими на свечи, или многорожковые светильники подойдут к интерьеру как нельзя лучше. Пригодятся настенные бра, аккуратные торшеры около дивана и кресел, настольные лампы с тканевыми абажурами, свечи.

Как источник света уместен будет камин. Если нет возможности установить дровяной, можно использовать биокамин или электрическую имитацию очага. Он согреет в холодное время года, перенесет хозяев жилища в эпоху бидермейера и, разумеется, создаст дополнительный уют. Большое количество разнообразных источников света поможет визуально расширить пространство.

В современных интерьерах, которые, по сравнению с прежними временами стали проще, прослеживается стремление добиться максимального уюта и целесообразности, а отнюдь не только одного визуального эффекта стиля бидермейер. Это дизайнерское направление подойдет всем людям, ценящим комфорт и практичность, и тем, кто не любит излишеств.

Ссылка на основную публикацию