Развитие ребенка до года: основы для познания мира

Познание мира ребенком

Ученые давно занимаются исследованием, как происходит познание мира ребенком, но по-прежнему этот процесс до конца не изучен. Например, замечено, что маленькие детки обладают колоссальной интуицией: они сходу определяют, кто из взрослых по-настоящему любит их и интересуется ими, а кто притворяется. Спросите любого актера, с какой аудиторией ему легче работать – с взрослой или детской? Конечно, с взрослой! А почему? Потому что детей не обманешь, они издалека чувствуют фальшь, поэтому «схалтурить» не получится, на сцене детского театра нужно жить!

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком ?

  • Физический труд. Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Постарайтесь сделать все для того, чтобы превратилось в увлекательный процесс, в котором он сам сможет поучаствовать!

Рождение малыша: рост и развитие до года

Ну, вот вы и стали родителями. У вас родился долгожданный малыш, и теперь наступает ответственность за то, каким человеком он вырастет. С первых секунд жизни у ребенка уже есть рефлексы и инстинкты, у малыша работают все органы чувств. Но он не имеет ни знаний, ни опыта общения с окружающим миром. Наступает момент его развития.

Первый год жизни – очень бурная пора в познании мира малышом. Буквально каждый месяц, а то и день, вы будете замечать, какие изменения происходят с вашим ребенком. Самое важное для ребенка – ощущать близость и любовь мамы. Итак, в чем заключается развитие ребенка до года.

В первый месяц после появления на свет

Все, что происходит с младенцем в первый месяц, происходит впервые. Он впервые видит свет, впервые прикасается к маминой груди, впервые слышит окружающие звуки.

Все это вызывает у ребенка ощущение некоторой опасности. И лишь приход мамы, ее прикосновения дают ему чувства полного покоя и защиты.

В первые дни малыш приспосабливается к жизни. И именно сейчас необходимо заложить в ребенке понимание того, что он находится в окружении любви и заботы. Грудничок сразу успокаивается с приходом мамы, как только соприкасается с ее грудью. В эти моменты между мамой и ребенком закрепляются такие чувства как взаимопонимание и любовь.

Ваш грудничок вам уже доверяет. И наступает момент, когда нужно находить общий язык друг с другом. Малыш не может сказать вам, что он чувствует, что его беспокоит. На все внешние воздействия окружающего мира он пока способен реагировать только плачем или улыбкой. вы должны помочь ребенку и научить его контролировать степень активности, бодрствования и сна. Очень скоро он этому научится.

Не переставайте общаться с грудничком в период бодрствования. Его пытливый ум замечает все вокруг. Организм реагирует на внешние звуки, глаза пытаются уловить все движения. Но если ребенок начал недовольно морщить ротик и сучить ножками, вы должны понимать, что он утомился и ему пора отдохнуть.

Помогите перейти ребенку в состояние отдыха. Покачайте его на руках, спойте песенку. Ведь плавные звуки действуют на малыша успокаивающе. Все дети разные. Кому-то нравится засыпать на руках у мамы, завернутым в теплое одеяльце, а кто-то хочет с первых дней ощущать свободу, «разкутывается» и спит в кроватке. Лишь вы сами можете определить что для вашего малыша будет наиболее комфортным.

Развитие ребенка до года: первая улыбка

Когда младенец спокойно спит, на его лице появляется первая улыбка. Впоследствии малыш начинает улыбаться в процессе кормления, при знакомых звуках, например, когда услышит голоса родителей. Уже к концу первого месяца ваша кроха начнет улыбаться более осознанно. Он уже все видит, все ощущает и все слышит.

Такая разная активность

Все новорожденные очень отличаются друг от друга. С момента рождения у детей абсолютно разная двигательная активность и мышечный тонус. Некоторые крохи неактивны и вялы, тогда как другие могут быть очень активными. Это касается и сенсорного восприятия. Некоторые малыши вздрагивают при малейшем шорохе или прикосновении. А многие быстро находят способ успокоиться, засунув себе палец в рот и аппетитно его посасывая.

Занимайтесь с ребенком ежедневно с самого рождения:

  • Меняйте его позы, постоянно переворачивайте с боку на бок.
  • Разговаривайте с малышом и улыбайтесь ему чаще.
  • Балуйте ребенка, старайтесь исполнять все его желания. Так он поймет, что он вам очень дорог.

Пошел второй месяц жизни

Ваш малыш уже наделен индивидуальными особенностями и чертами характера. Он уже личность. Теперь вам следует разгадать загадку, что за человечек у вас родился, и найти к нему индивидуальный подход.

Как правило, ребенок пристально вглядывается во все предметы, которые его окружают, а блуждающий взгляд пропадает. Малыш четко фиксирует все движения и ловит звуки. Поэтому если звуки его раздражают, а свет светит очень ярко, он тут же даст вам это понять своим криком. Плач – единственный способ сообщить маме о каких-то проблемах.

Ребенок плачет, если голоден, когда ему не комфортно и он устал, когда что-то болит, и даже когда просто хочет общаться. Как успокоить малыша, вы поймете сами, ведь вы общаетесь с ним уже второй месяц. Иногда, даже просто родной запах маминого тела, и ласковое прикосновение вводят грудничка в состояние покоя. На втором месяце жизни можно попробовать дать ребенку пустышку. Иногда дети успокаиваются, когда сосут соску, хотя для некоторых пустышка не является панацеей, и они не принимают ее в качестве «мамозаменителя».

Начинаем бурно двигаться

На втором месяце роста малыша вы заметите, что он начал очень бурно двигать ножками и ручками, поворачивать голову из стороны в сторону. Изменения происходят и в характере движений. Это уже не хаотичные «подрагивания», а целенаправленные и осознанные действия.

Как заниматься с малышом:

  • Используйте игрушки. Хорошо подойдут вращающиеся над кроваткой карусели, погремушки.
  • Развивайте координацию глаз. Подвигайте и удаляйте игрушку, водите из стороны в сторону. Ваша кроха с удовольствием будет следить за предметом.
  • Разговаривайте с ребенком, и он порадует вас первыми звуками одобрения. Малыш начнет «угукать» и отвечать вам улыбкой.
  • Давайте малышу слушать разные звуки: колокольчики, погремушки, музыку.
  • Ласково «тискайте» ребенка, ему это нравится. Время от времени нежно массируйте его пальчики, ручки, ножки.
  • С малышом должны играть оба родителя, как мама, так и папа. Это важный момент в воспитании.
  • Читайте ребенку во время игр детские стишки.
  • Начните делать с малышом физические упражнения. Осторожно разведите ручки в стороны, а затем скрестите на груди. Опускайте и поднимайте ручки и ножки крохи.

Важный третий месяц после рождения

Именно в третий месяц развития крохи начинается бурное развитие. Каждый день вы будете замечать, как изменяется нервно-психическое состояние, и крепнут физические функции его организма. Произойдут изменения в поведении. Все станет более осознанным. Ребенок с любопытством будет разглядывать свои ручки, новые предметы.

В общении малыш уже знает, как «сказать» вам о том, что его беспокоит. Да и улыбаться он станет намного чаще. Его будет радовать все новое. Всех незнакомых людей, склоняющихся над кроваткой, он начнет встречать с улыбкой. Теперь ваш малыш не хочет просто есть и спать. Ему нужно еще больше общаться. Чем больше вы будете проводить времени со своим малышом в играх и общении, тем быстрее вы привьете ему все необходимые социальные навыки.

Ваш малыш осознанно будет трогать, и захватывать ручками предметы, которые вы ему будете предлагать для игры. Если этого не происходит на третьем месяце развития ребенка, нужно обязательно обратиться к врачу.

В период кормления грудью кроха сначала будет вертеть головой в поисках соска, а потом с особым рвением сосать молоко. Объясняется это тем, что у него развился сосательный рефлекс. И теперь все предметы, которые будут попадаться ему в ручку, он будет обязательно сосать.

К третьему месяцу жизни ребенок достаточно хорошо держит голову и активно ее поворачивает. Самостоятельно он сможет перевернуться с боку на бок, а в процессе игры активно поднимает ручки вверх.

Чем занять ребенка с пользой:

  • Показывайте малышу яркие картинки. Повесьте над кроваткой рисунки и меняйте их время от времени.
  • Вкладывайте в ручки крохи разные предметы и материал разной фактуры. Так вы разовьете у него тактильные ощущения.
  • Подражайте звукам, которыми радует вас ваше чадо, повторяйте за ним, глядя в глаза.
  • Начинайте делать более активные физические упражнения: «велосипед» ножками.
  • Опустите игрушки немного ниже над малышом, чтобы он смог дотягиваться до них ножками.

Развитие ребенка до года: четвертый и пятый месяц

Теперь малыш интересен себе самому больше всяких игрушек. Начинается активный процесс «самоизучения». В это период бурно развиваются эмоции младенца. Он впервые может проявлять радость или грусть. Счастливые родители не только видят улыбку, но и слышат звонкий смех малыша. Малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром и ему все становится интересно. Поэтому берите своего карапуза везде и всюду.

В речи ребенка начинают появляться все более новые звуки, среди которых проскакивает долгожданное «ма-ма».

Продолжаем развивающие упражнения:

  • Тренируйте физически только то, что малыш умеет, не пытайтесь научить его чему-то еще. Все придет со временем.
  • Давайте чаще в руки новые предметы. Малыш с удовольствием будет их изучать.
  • Развивайте эмоциональную сферу ребенка. Рассказывайте ему выразительно сказки, читайте стихи.
  • Используйте в своей речи ласковые обращения к крохе: «роднуля», «сынуля», «детка», «доча», «крошка».
  • Используйте при общении физические игры: подбрасывания, покачивания. Особенно такие игры любят папы.

Полгода познания мира

Ну, вот и прошло шесть месяцев. К этому времени кроха уже может самостоятельно брать в руку игрушку и играть с ней. К тому же обязательно попробует ее на вкус. Как только игрушка будет изучена, интерес к ней сразу пропадает и малыш роняет ее из рук.

В шесть месяцев ребенок уже начинает различать понятия «свой» и «чужой». Он не реагирует на всех бурной радостью, а предварительно изучает нового человека. Родители слышать в звуках, произносимых своей лялькой отчетливые требования: «возьми на руки», «хочу есть», «обрати на меня внимание».

Ребенок уже умеет переворачиваться с живота на спину, бойко стучит ножками по кроватке, пытается тянуться и подниматься на ножки. Он полностью управляет своими движениями.

Занимаемся с малышом:

  • Увеличьте количество ярких игрушек и ярких наглядных картинок.
  • Покажите ребенку отражение в зеркале, желательно во весь рост. Пусть ребенок поймет, где он, а где мама.
  • Давайте ребенку попробовать разные предметы на ощупь: теплое яйцо, холодный кубик льда.
  • Используйте при играх разнообразные развивающие детские стихи.
  • Учите поднимать и опускать ручки, используя при этом игровые моменты.

Седьмой и восьмой месяц развития

Ваша кроха уже осознает свое «я» и начинает понимать, как можно влиять им на родителей и на окружающих его людей. Он уже более настороженно относится к чужим людям, а своих воспринимает еще с большей привязанностью. Иногда именно в этот период малыша бывает «не оторвать» от маминой юбки. Он хочет быть с мамой повсюду: гладить ее и шлепать руками, кормить маму, заталкивая еду ей в рот.

Не отталкивайте ребенка, потакайте его желаниям. Этим вы ни в коей мере не избалуете малыша, а только повысите его эмоциональную сферу. Помните, что в первый год жизни мама должна испытывать с ребенком телесную и эмоциональную близость. Такая привязанность откликнется через года благодарностью и любовью вашего чада.

К этому периоду ваш ребенок уже умеет сам садиться и, подтягиваясь на ручках, становиться на ножки. Ребенок начинает активно ползать, брать в обе руки предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Начинает развиваться мелкая моторика рук и кроха с любопытством поднимает и тащит в рот любые мелкие предметы. Поэтому столь важно следить за безопасностью вашего малыша и убирать опасные предметы подальше.

Любопытству малыша нет предела, и его любимыми игрушками становятся кастрюли и половники, утюги и мамины косметика, папина бритва и дедушкины очки. А шуршащие пакеты или мишура и вовсе приводят его в восторг. Любой предмет, который попадается под руку, малыш рассмотрит, потрясет, оближет, а затем за ненадобностью выбросит.

Дело в том, что начинает развиваться концентрация внимания и малыш может ставить перед собой задачи и их решать. Изучение всего квартирного пространства в этот период – его наиважнейшая задача. А задача родителей – ни в коем случае не оставлять ребенка в этом возрасте одного. Тщательно закрывайте все опасные предметы под ключ.

Займитесь с ребенком полезными играми:

  • Покатайте его на плечах. Пусть он увидит мир с высоты, а вы разовьете у него равновесие.
  • Покатайте его «на ножке».
  • Соберите для малыша полосу препятствий из одеял и подушек. Пусть карапуз ползает не только по ровной поверхности.
  • Давая в руки ребенку игрушки и предметы, обязательно называйте их: «кукла», «мячик», «чашка», «ложка».
  • Используйте в играх развивающие игрушки: кубики, пирамидки.

От девяти до года

Скорость развития ребенка набирает обороты, малыша трудно остановить в процессе передвижения. Это настоящие “гонщики” с огромной энергией и физическим потенциалом.

Ребенку хочется везде успеть и все попробовать. К этому времени малыш учится самостоятельно стоять на ножках и даже делает попытки первых шагов. Есть дети, которые уже в десять месяцев самостоятельно вышагивают ножками. Но нормой считается возраст от одиннадцати месяцев до года. Многие детки чередуют процесс ползания с ходьбой, понимая, что ползают они куда быстрее, чем бегают.

Любимыми играми малыша становятся догонялки, прятки, игра в мяч. Ребенок постоянно скачет, приседает, не дает остановиться своим родителям. Особенно нравится малышу подражать взрослым и имитировать различные звуки. Любимым занятием остается познание квартиры, а особенно всевозможных мелких шкафчиков и коробочек.

Занятия с ребенком на прогулке:

  • Пусть любая прогулка станет развивающей игрой. Рассказывайте и показывайте ребенку все вокруг. Называйте предметы.
  • Читайте стихи и пойте песенки.
  • Задавайте ребенку вопросы: «Как дела?», «Это кто?».
  • Рисуйте с малышом красками, карандашами, манной крупой.
  • Давайте в руки ребенку предметы, повышающие тактильное восприятие: гладкую бумагу, шершавый киви, липкую ленту.

Итак, развитие ребенка до года – стремительное время перемен. Первый год жизни важен как для ребенка, так и для родителей. Именно в этот период закладываются все основы для дальнейшего развития здорового ребенка, для счастливой семейной жизни в гармонии и в любви. Каким бы ни был трудным первый год воспитания любимой крохи, помните, что на вас лежит ответственность за его будущее.

Изучение ребенком окружающего мира

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Ссылка на основную публикацию