Как развить чувство юмора, если от природы у вас его нет

Как развить чувство юмора

Рассмеши женщину и ты получишь ее сердце – эта истина известна всем мужчинам с давних времен. Смех помогает расслабиться, снимает скованность и стеснительность, поэтому не удивительно, что умение блеснуть юмором так ценно в людях. Конечно, смех важен не только в личной жизни: наверное, не найдется в жизни ситуации, которую нельзя было бы разрядить шуткой. Но, к сожалению, не у каждого получается ярко, искрометно шутить. Как же развить чувство юмора, если оно не дано от природы? Как красиво подойти к девушке, суметь ее раскрепостить? О чувстве юмора и остроумии и пойдет речь в этой статье.

  • Что такое смех? Почему он так важен и ценен в человеческих отношениях? Почему все всегда любят человека с хорошим чувством юмора?
  • Почему некоторые люди от природы обладают хорошим чувством юмора? А другие – совсем не умеют шутить?
  • Можно ли развить чувство юмора? Можно ли научиться шутить и вызывать смех так же, как известные комики и сатирики?

Замечали, как любят тех, кто обладает развитым чувством юмора? Не успеет какой-нибудь Вася появится в поле зрения и начать рассказывать анекдоты, даже самые сальные и неприятные, как тут же вокруг него возникает целая толпа хохочущих девушек, которые готовы для него делать буквально все. И главное, что этот самый Вася никак не лучше никого другого. Болтун, часто даже слово не держит, да и вообще – самый обычный парень. Но стоит ему заговорить, вдруг всем становится очевидно, что он – звезда. А если еще в руки гитару возьмет – настоящая душа компании.

Конечно, каждому из нас хочется тоже быть таким же. Человеком с чувством юмора. Хотя бы в некоторых ситуациях. Вот с женщинами, например. Но так не получается. Некоторые стесняются себя, буквально боятся даже говорить с противоположным полом, не то чтобы шутить. Рассказывая анекдот, даже самый смешной, и заикаясь при этом, они вызывают разве что жалость. Другие – наоборот, шутят, но часто их юмор какой-то слишком грубый и неприятный, поэтому никто в ответ даже не смеется. Поэтому у них уже вопрос не в том, чтобы иметь чувство юмора, а чтобы хорошо чувствовать, что вообще смешно, а что нет.

Почему человек с чувством юмора больше нравится женщинам, чем без него?

Прежде чем бежать развивать собственное чувство юмора, давайте попробуем разобраться, почему собственно юмор имеет как будто бы магическое действие. Какой именно это юмор и почему некоторым он удается лучше других?

Действительно, смех – удивительное, уникальное средство. С помощью смеха практически со всех из нас снимается стресс и напряжение, он расслабляет. Мы меньше стесняемся, больше открываемся людям.

Смех раскрепощает женщину, делает ее более открытой для мужчины. Смеющуюся женщину легче соблазнить. Поэтому не удивительно, что люди с хорошим чувством юмора окружены противоположным полом. Только не каждую женщину можно рассмешить с помощью одного и того же анекдота. Одна – действительно будет над ним хохотать, другая же – только поморщит нос и уйдет оскорбленная от такого юмора. К каждой необходим свой подход, свой ключик.

Действительно, смех – имеет магическое свойство. Наверное, поэтому так часто звучат заявления о том, что смех продлевает жизнь, а значит необходимо смеяться побольше. Даже придумана специальная психотерапия, которая предлагает людям просто так хохотать до упаду.
Однако, многие не понимаю, что кроме положительного действия, смех имеет еще и отрицательный момент. Иногда, так приятно посмотреть дурацкую комедию и просто посмеяться – это как будто снимает напряжение. Часто можно увидеть, как это происходит на больших концертах комиков и сатириков – слушатели после часа-двух заводного выступления продолжают смеяться с одного слова или мимики. Известный российский сатирик Михаил Задорнов даже любит манипулировать таким поведением своей публики. Он смешит уже хохочущих людей просто такими фразами: “Смотрите, я еще слово не сказал, а Вы уже смеетесь”, “Подождите смеяться, я же еще шутку не рассказал”. Про хохочущего человека, который уже вошел в раж так и говорят: ему палец покажи, он смеется. Негативный момент как раз и состоит в том, что смеясь, мы не только снимаем напряжение, но и забываем о проблемах, об ответственности. Хохоча, каждый из нас становится больше животным, чем человеком мыслящим. Мы как бы высмеиваем и все прекрасное в нас: чувства, эмоции, сопереживание, ответственность.

Гнаться за тем, чтобы постоянно и везде всех и вся смешить, совсем не стоит. Хорошее чувство юмора, тонкое и умелое, – это целое искусство и оно уже заложено в каждом из нас – в меру необходимости. И оно такое, которое действует, на ту девушку, которая сможет составить пару. Быть же клоуном, стремиться к большому чувству юмора, более того, посещать курсы, которые как бы увеличивают чувство юмора – это ненужное и банальное занятие. Вместо этого стоит просто заглянуть в себя и разобраться в себе.

Чтобы шутить умело и красиво, необходимо немногое. Достаточно просто понимать себя и того, с кем ты общаешься. Утонченная девушка поймет только красивую шутку.

Кстати, те девушки, которые постоянно окружают того самого балагура Васю с его сальными анекдотами, как правило, очень поверхностные. Хохотушки, смеющиеся без устали над любой шуткой, часто умирают со смеху по пустякам. Они так и липнут к человеку с гитарой, у которого рот, как будто бы не закрывается, они хохочут над его шутками, но нужна ли такая девушка каждому из нас? Может быть, стоит поискать более умную, чувственную?

У кого от природы есть чувство юмора, а у кого его нет? Почему у одних получается шутить, а у других – нет?

На самом деле, умение красиво шутить – это не только заслуга человека. И умение оратора скорее дается от природы, чем оттачивается учебой. Люди, обладающие хорошим чувством юмора, – это счастливые обладатели орального вектора.

Сам человек с оральным вектором, зачастую, не расценивает свое умение смешить, как что-то неординарное. Это у него хорошо получается с детства, так же как у других считать или бегать. Как правило, он выбирает для себя соответствующие профессии – радиоведущий, тамада, зазывала – просто потому, что ему нравится говорить и чтобы его слушали. А что будет лучше слушать, чем анекдоты? Поэтому он с детства научается рассказывать их очень смешно. Получается это само собой. А вот у человека без орального вектора такого чувства юмора никогда в жизни не будет, даже если он закончит все тренинги мира по искусству шутки и ораторства.

Стремиться так же смешить людей, как смешит их оральник – глупо и нерационально. Жить чужой жизнью, исполнять чужую роль – невозможно. Так же, как и повторять анекдоты оральника. Их чувство юмора врожденное, а значит – неподражаемое. Зачастую пересказывая анекдоты оральника, мы не добиваемся такого же эффекта. Никто не смеется, даже если пересказ был выполнен слово в слово. Так стоит ли это делать? Еще более глупо пытаться походить на оральника в отношениях с девушками.

Совсем не значит, что шутить не могут и другие люди. Те, у кого орального вектора нет. Хорошее чувство юмора имеют и люди со зрительным вектором, правда, они больше предпочитают рассказывать что-то более душещипательное. Меньше всего получается шутить мужчинам с анальным вектором. Их самих очень трудно рассмешить, потому что они все воспринимают прямо, буквально, за чистую монету. Человек с тонким, хорошим чувством юмора зачастую будет не понят анальником

Только у оральника получается шутить со всеми, вызывать всеобщий хохот. Другим не нужно это умение. Остальные должны использовать свои врожденные качества для юмора.

Так надо ли иметь чувство юмора?

Поменять себя никто не в силах. Нельзя по собственному желанию перестать быть человеком со звуковым вектором, а стать – оральником. Если нет такого чувства юмора, чтобы все вокруг хохотали, не стоит тратить время на то, чтобы такому умению научиться. Во-первых, это не получится, во-вторых, это не добавит счастья. Только реализуясь по собственному сценарию жизни, добиваясь исполнения собственных желаний, можно быть счастливым.

И если есть желание познакомиться, произвести впечатление на женщину, необходимо две вещи. Во-первых, разобраться в себе. Причина сложностей в общении с противоположным полом может быть не в том, что нету чувства юмора, а в других причинах, более глубоких и подсознательных.

Во-вторых, настоящие взаимоотношения с девушкой, та самая любовь, не строится на хихоньках и хаханьках. К каждой женщине нужен свой подход и не каждой женщине нравится постоянно смеяться над даже самым лучшим юмором – уровень юмора тоже нужно чувствовать, он должен быть ровно таким, как нужен женщине. Если понимать себя и ту девушку, которая нравится, чувствовать ее настрой, ее духовность, то всегда можно очень точно и ярко пошутить, снять с нее напряжения. Только в таком случае шутки станут настоящими искорками юмора, запоминающимися, интересными, необычными.

То же самое касается и любых других взаимоотношений с людьми – не стоит добиваться всеобщего смеха.

Предлагаем Вам возможность понять себя, свой векторальный набор. Сделать это возможно на онлайн тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записаться на вступительные, бесплатные занятия можно по этой ссылке или кликнув на баннер:

Ниже, в форме подписки можно оформить рассылку на другие материалы, посвященные психологии человека.

Как развить чувство юмора, если от природы у вас его нет

Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.

Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.

Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.

По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».

Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.

Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).

В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.

Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.

В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.

Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.

Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.

Итак, вот эта классификация:

Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.

Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.

Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.

Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.

Ссылка на основную публикацию