Ошибки родителей, дети и карманные деньги – за что давать?

Дети и деньги: 10 родительских ошибок, которые лучше не делать

Сколько бы у вас ни было денег, нужно уметь разумно ими распоряжаться. И конечно же – учить этому детей. Родители такие же люди, как и все, и не застрахованы от ошибок. Но некоторых из них всё же можно избежать.

Ошибка 1. Тратить слишком много денег на детей

Начните с честных ответов на вопросы:

• Позволяете ли вы своим детям с избытком расходовать деньги?
• Вы недовольны телефонными счетами ребенка, но все равно оплачиваете их?
• Ваш сын регулярно просит новые джинсы и кроссовки?
• У вашей дочери есть полдюжины платьев, которые она не носит?

Есть простое правило финансовой грамотности, к которому стоит прислушаться каждому: откладывать примерно 10–20 процентов дохода на собственные долгосрочные нужды или будущую жизнь на пенсии. Если вы далеки от этого, то наверняка тратите слишком много на семью и детей, и слишком мало на самого себя.

Тратить меньше на детей – это не преступление, а разумное распределение финансов. Вы можете сэкономить на вещах для детей грудного и дошкольного возраста, так как в эти годы ребенок очень быстро из них вырастает. Вы можете найти хорошие, пусть и подержанные игрушки и книги по низким ценам на Куфаре или eBay. Вы можете просто отказаться от необязательных покупок.

Ошибка 2. Не давать карманных денег

Пусть ваш ребенок получает, скажем, 3 рубля каждый день (или 20 рублей еженедельно) на карманные расходы. Договоритесь об этом заранее и зафиксируйте сумму. Получать такой доход – это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими деньгами. Только так дети узнают об экономии, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Выдавать карманные деньги лучше всего тогда, когда ребенок понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит примерно в шесть лет, но не поздно начать, если ребенку уже больше девяти лет. Детские расходы не ограничиваются обедами в школьной столовой, и им важно понимать, что они могут купить что-то ещё (и что именно это может быть) на ту сумму, которая лежит у них в кармане.

Прежде чем ребенок потратит деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить. Такие обсуждения научат планировать свои расходы. Объясните, что их стоит делить на группы, например, 70% – на повседневные расходы, 20% – на желанные и дорогие покупки, 10% – на подарки друзьям, родственникам или на благотворительность.

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям ребенка, но нужно учитывать вот что:

• Возраст. Чем старше ребенок, тем больше карманных денег ему нужно.
• Семейный доход. Будьте реалистами и посчитайте, какая сумма карманных денег не отразится на семейном бюджете.
• На что тратятся деньги. Если нужно отдавать деньги на обед в школе, то увеличьте сумму. А вот список потребностей лучше составлять с ребенком вместе.

Ошибка 3. Платить за помощь по дому

Дети, как и все члены семьи, имеют свои обязанности по дому, но карманные деньги не должны зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если связать этот доход ребенка с работой по дому, которую он будет делать не всегда, то не всегда будут и деньги от родителей. А ведь без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами.

Если домашние обязанности не выполнены, будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что работа по дому делает их членами семьи. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи – посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка 4. Платить за хорошие оценки

Психологи не приветствуют такой метод поощрения. Ребенок учится не для того, чтобы порадовать вас, а чтобы получить знания. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года, и вовсе не обязательно делать это деньгами.

Ошибка 5. Тотально все контролировать

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги вам достаются трудом. Но в такой ситуации получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле распоряжаетесь ими вы, решая, на что их можно тратить. Такой строгий контроль не научит ребенка брать ответственность на себя, совершать ошибки, чтобы потом их не допускать. К тому же может развиться неуверенность в себе и страх ошибиться.

Ошибка 6. Пускать траты ребенка на самотек

Дважды в год или даже чаще изучайте расходы вашего ребенка, чтобы помочь ему скорректировать финансовое поведение. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение.
Не уменьшайте сумму карманных денег, если он сокращает расходы для экономии. Если придется урезать сумму из-за финансовых трудностей, объясните это ребенку и заранее получите его понимание.
Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте и обсудите варианты, как он может накопить на него.

Ошибка 7. Забывать о планировании бюджета

Когда ребенок начнет управлять своими карманными деньгами, научите его составлять бюджет. Объясните, что планирование поможет быть уверенным в том, что тратит он не больше, чем получает. Даже у взрослых слова «планирование бюджета» обычно вызывают панику, стресс и уныние. Они считают это лишением себя удовольствия что-то купить, поэтому многие взрослые избегают планирования, как и бега по утрам.
Научите ребенка различать необходимое и желаемое. Необходимое – еда, жилье, обувь, поездки на транспорте. Желаемое – это дизайнерские джинсы, видеоигры, последняя модель телефона. Дети должны понять, что планирование бюджета означает необходимость тратить и экономить, а некоторые вещи оставлять на витрине магазина. Например, если ваша дочь хочет пойти в кино, альтернативной издержкой будет трата на сладости, экономия этих денег или покупка чего-либо другого.

Когда вы объясните ребенку разницу между необходимыми потребностями и пожеланиями, а также значение альтернативных издержек, помогите заполнить ведомость доходов и расходов, где буду графы:

• Откуда берутся мои доходы?
• Куда я потрачу?
• Сколько я потратил?
• Сколько накоплю?
• Итого

Включите элемент игры в финансовое планирование. Возьмите три банки с надписями «сохранить», «пожертвовать», «потратить». Правило заключается в том, чтобы вместе с ребенком отложить 1/10 часть денег в банки с надписями «сохранить» и «пожертвовать».

Ошибка 8. Оценивать выбор профессии по зарплате

Не забывайте о том, что заработок денег в жизни важен, но не важнее самореализации. К сожалению, есть множество профессий, которые не гарантируют высокий доход. Если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор.

Но самый убедительный аргумент – личный пример. Избегайте отрицательного отношения к деньгам и своей работе. Это чрезвычайно мешает и вам, и вашей семье, вытягивает жизненную энергию. Если часто рассуждать о своей скучной работе, то и ваши дети не захотят трудиться, когда подрастут. Лучше жить активно, и ваша задача – научить этому детей.

Ошибка 9. Верить во всемогущество денег

Между убеждениями «деньги – это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность не дает безграничных возможностей. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство – далеко не единственный ключ к успеху. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям.

Ошибка 10. Не делайте деньги средством манипуляции

Вы даете ребенку карманные деньги, чтобы помочь почувствовать себя самостоятельным и научить грамотно распоряжаться заработанными деньгами в будущем. Но сумма, которую вы даете ребенку, не должна становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей – последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества – в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены из карманных денег ребенка.

Дети и деньги: частые ошибки родителей

Финансовая грамотность – немаловажная часть воспитания ребенка. Узнайте, какие ошибки чаще всего совершают родители, знакомя детей с деньгами.

Ошибка 1. Делать тему денег запретной

Говорить о деньгах в присутствии детей – совершенно нормально. Деньги – это часть жизни семьи, как и все остальное. Вы можете планировать семейный бюджет, рассуждать о стоимости товаров и услуг. Слыша такие разговоры, ребенок будет исподволь знакомиться с темой финансов.

Если ребенок выпрашивает в магазине дорогие игрушки или лакомства, покупка которых не входит в ваши планы, вы смело можете сослаться на их высокую стоимость. Такой отказ воспринимается легче, чем категорическое и голословное: «Нет!»

Даже дошкольника можно приучать к стоимости денег, учить обращаться с ними: покупать, считать сдачу, копить, экономить. Чтобы научить детей ориентироваться в деньгах, можно играть в угадайку: как ты думаешь, сколько стоит пакет молока? А сколько телевизор? Что дороже? И время в пути веселее проходит, и финансовая грамотность повышается.

Ошибка 2. Слишком много говорить о деньгах

Но не стоит перегибать палку и слишком часто акцентировать внимание на деньгах. Если любой разговор в вашей семье сводится к деньгам, любое желание упирается в финансовую тему, вам будет трудно убедить ребенка, что не в деньгах счастье. Незаметно можно выработать у ребенка комплексы и даже страх финансовой несостоятельности, а это в дальнейшем ведет к неуверенности и пассивности. Даже если финансовое положение семьи очень тяжелое, ребенка не стоит пугать этим. Он должен быть спокоен и уверен, что родители все держат под контролем.

Ошибка 3. Не давать карманных денег

Вы сами должны определить, в каком возрасте выдавать деньги на карманные расходы. Как правило, небольшие суммы начинают выдавать детям с первого класса школы. Мотивом к выдаче карманных денег должно быть желание научить ребенка пользоваться деньгами, разбираться в стоимости различных товаров, накапливать деньги, считать сдачу.

Конечно, есть соблазн не давать ребенку в руки наличных, а сразу же класть деньги на карту. Но если ребенок в детстве не получит опыта общения с наличными деньгами, он лишится очень важных навыков. Именно наличные деньги учат школьника считать свой «капитал» и распоряжаться им. Абстрактные деньги на карте для этого не годятся.

Ошибка 4. Давать слишком много карманных денег

Некоторые родители проявляют излишнюю щедрость и выдают ребенку еженедельно слишком крупные суммы, которые ему совершенно не нужны. Еще не имея навыка накоплений, не зная цены деньгам и не понимая, как тяжело они достаются, ребенок совершенно теряется. Он начинает тратить деньги беспорядочно, дарить их друзьям, покупать вредные продукты и портить себе здоровье, и тому подобное.

Гораздо правильнее реально оценить потребности ребенка и выдавать сумму с учетом этих расходов (или чуть больше, посоветовав откладывать излишки на крупную покупку).

Ошибка 5. Контролировать все расходы ребенка

Определив оптимальную сумму карманных денег, нужно давать ребенку свободу распоряжаться ею по своему усмотрению. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами, именно для этого мы их и выдаем. Следить за каждым рублем – значит демонстрировать недоверие, а мы, напротив, хотим научить самостоятельности.

Но не следует пускаться и в другую крайность, пуская все на самотек. Родителю нужно иметь общее представление о том, куда ребенок тратит свои карманные деньги.

Ошибка 6. Платить за хорошие оценки

Родители не должны платить детям за хорошие оценки. К окончанию учебного года при желании можно сделать подарок, но не позиционировать его как заработок. Причина проста: учеба нужна не маме с папой, а самому ребёнку, это его прямая обязанность и инвестиция в его будущее. К тому же пятерка сама по себе – вполне достаточный стимул, а радость и похвала родителей дополняет удовольствие. Не стоит обесценивать родительскую похвалу и переводить отношения в раздел коммерческих – потом будет уже не вернуть обычное человеческое тепло.

Ошибка 7. Платить за помощь по дому

Что касается работы по дому, то оплачивать ее ребёнку абсурдно, ведь нам самим никто не платит за неё. Это просто часть повседневной жизни. Постоянная обязанность по дому или конкретные поручения должны выполняться детьми в контексте необходимой помощи родителям. Если в какой-то момент у подростка возникнет желание получать за неё плату (что редко случается само по себе, обычно повод дают родители), уместно напомнить, что он живет в этом доме, где родители платят коммунальные платежи, питается за родительский счёт, а потому обязан вносить свой минимальный вклад в форме помощи по дому.

Ошибка 8. Лишать карманных денег за проступки

Карманные деньги не должны становиться инструментом воспитания или манипуляции. Если ребенок нахватал двоек или нашалил, это не повод лишать его еженедельно выдаваемой суммы. Найдите другой способ воспитательного воздействия. Деньги вы выдаете для того, чтобы воспитать ответственность и самостоятельность, а не в качестве поощрения, ведь так? А значит, они не должны превращаться и в наказание.

Однако если ребенок намеренно причинил ущерб семейному или школьному имуществу, или испортил вещь кого-то из одноклассников, то это повод потребовать у него компенсации из его собственных карманных денег. Например, на покупку нового учебника взамен порванного. Это будет вполне соответствовать нашей цели – повышению финансовой грамотности.

Ошибка 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

Зарплата, безусловно, важна, но если вы будете начинать разговор именно с этого, то рискуете воспитать циника и эгоиста. Работа в первую очередь должна приносить удовлетворение. Быть интересной для вашего ребенка, соответствовать его талантам и склонностям. Когда человек занимается любимым делом, он растет в своей профессии и продвигается по карьерной лестнице, в том числе и финансово. Если же он занимается тем, что ему неприятно, то всегда найдется кто-то более талантливый и увлеченный, кто вытеснит на обочину. И тогда даже перспективная профессия не принесет ожидаемой прибыли.

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pravilno-pooshhryat-rebenka.html

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

Читаем далее:

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться”: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Как правильно давать карманные деньги ребенку

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно учить детей правильному отношению к деньгам.

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер большие деньги и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.
  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание— получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это ошибка родителей и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

И еще 8 советов

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нужно ли давать карманные деньги детям

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Платить ли за оценки? Надо ли контролировать траты ребенка? Можно ли наказывать ребенка лишением карманных денег? Ответы на эти вопросы, а также 5 правил выдачи карманных денег вы найдете в статье, которую специально для вас подготовил финансовый консультант Бробанка.

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.

С выдачей карманных денег разобрались.

Какую сумму выдавать

Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:

  • В США размер карманных денег привязывают к возрасту. В 7лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$.
  • В Германии выдача карманных денег подкреплена законодательно. Есть даже специально разработанная таблица платежей: начиная с 5 лет, ребенок должен получать по 1 евро в неделю. Размер карманных денег растет вместе с детьми. Подросткам 12-13 лет выдают в среднем 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу.
  • В Нидерландах Правительство составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Ребенку 6–8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, 12-летним — до 20 евро в месяц, 18-летним — до 30 евро/мес.

В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.

До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.

Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

В нашей семье тема денег – не табу!

Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.

Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.

А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.

Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!

Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.

Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.

Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и потере денег во взрослом возрасте.

Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.

Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.

Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.

Первые попытки тратить деньги часто приводят к ошибкам. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. На ошибках все мы учимся гораздо быстрее!

Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.

Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.

Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.

Мой личный лайфхак: Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.

Стоимость/год 0 Р
Кэшбек 1-30%
% на остаток 5%
Снятие без % До 20 000 р.
Овердрафт Нет
Доставка 1-5 дней

Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.

4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими

Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!

Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.

Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.

Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.

5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе

Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.

Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.

Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.

Электронные деньги или наличные

И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.

С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.

Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.

В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.

Консультация для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Минеева Наталья Алексеевна
Консультация для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. Психологи и специалисты по финансам полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности. А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной. Как правило, к этому возрасту дети уже жаждут самостоятельности: «Мама, ты отойди, как будто я один покупаю». Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя, сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей

Система финансирования (карманные деньги). Главный тезис: «Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!». Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка (для еды, молоко (для забивания гвоздей, лейка (для поливки цветов).

При выдаче карманных денег следует учесть:

– периодичность выдаваемых средств;

– что входит в перечень затрат;

Естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма его бы устроила. Этим определяется его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны, вместе нужно откорректировать их, объяснив, что возможно выделить только определенные средства.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги? Надо напоминать ребенку чаще, что деньги – это средство для получения чего – то, а не цель сама по себе. Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах – надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи.

Если потратил свои деньги «не так»– надо объяснить, как надо и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он не так потратил или обсчитался. Лучшее обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж…». никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов – это что – то вроде деловой игры, когда убытки хоть и несмертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

О том, что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности, сомнения нет; более того, обоснована и взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания. Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание, так как именно оно придает остальным сторонам общественную направленность, наполняет их глубоким личностным смыслом и содержанием.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели — а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Памятка «Учим зарабатывать»

Согласитесь, что ребенок должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечит семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ребенку за выполнение поручений, не балуя при этом подарки без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления ребенка делайте подарки только по поводу (день рождения, детские праздники, новый год и т. д.). Если ребенок мечтает о какой – то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки и ролики.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 3–4 лет» Что должен знать и уметь ребенок 3 – 4 лет?Внимание • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками. • Самостоятельно называть.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» то должен знать и уметь ребенок в 6 — 7 лет Общее развитие • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают,.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2–3 лет» Основные навыки, которые должен освоить ребенок, чтобы ему было комфортно в детском саду это: умение самостоятельно есть ложкой; ходить.

Консультация «Что должен знать ребенок 5–6 лет» Пять лет – непростой возраст, в котором очень важно поселить в ребенке стремление к знаниям. Поощряйте любые вопросы вашего малыша, читайте.

Ссылка на основную публикацию