Подготовка детей к школе – требования образовательных учреждений

Подготовка детей к школе

До начала учебного года осталось не так уж много времени, а необходимо успеть купить тетрадки, линейки, ручки и остальные ученические принадлежности и другие школьные вещи для ребенка. Многим родителям кажется, что когда все необходимое будет закуплено, то подготовка ребенка к школе закончена. В такой суматохе и спешке родителям даже невдомек, что подготовка детей к школе – это еще и эмоциональный настрой ребенка, который очень важен для него, особенно если малыш идет в первый класс. А ведь роль семьи в подготовке детей к школе переоценить просто невозможно.

Давайте поговорим с вами о том, что же необходимо сделать, чтобы ребенок пошел в школу действительно хорошо подготовленным. Ведь от этого в значительной степени будет зависеть то, с каким желанием ребенок будет ходить в школу, а значит, и его успеваемость. Какие же рекомендации дают детские психологи и педагоги?

Режим дня ребенка

Крайне рекомендуются всем родителям очень серьезно отнестись к режиму дня. Это крайне важно – вместе с ребенком выработать необходимый режим, чтобы он смог в дальнейшем сам распределять время: на учебу и игры, а также прогулки. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок понял с первого дня учебы, что занятия дома – это ответственная работа, что гулять можно, только когда все уроки сделаны.

Сделать это достаточно просто. Примерно за месяц до начала занятий в школе детей необходимо переводить на новый режим дня. Если ребенок ходил в садик – особых проблем не будет. А вот если ребенок был дома, либо он уже не первоклассник и от души отдохнул на каникулах, вставать в 7 утра ему может быть крайне тяжело. Поэтому приучайте его заранее.

В первой половине дня рекомендуется занять ребенка чем-либо полезным. Это поможет выработать у него чувство ответственности. И когда придет время ходить на уроки, для него это будет достаточно безболезненно. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок также является полноценной личностью, имеющей право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных?

На вторую половину дня планируйте отдых и развлечения ребенка. Но не забудьте оставить одно – два ответственных поручения. Таким образом вы смоделируете ситуацию с необходимостью выполнять домашние задания. И, разумеется, не забывайте о своевременном отхождении ко сну ребенка – в противном случае пробуждение по утрам станет тяжелым испытанием как для вас, родителей, так и для ваших детей.

Психологическая подготовка детей к школе

Не стоит забывать и про такой важный аспект, как социализация ребенка. Правильная психологическая подготовка к школе поможет быстрее и легче влиться в школьный коллектив и привыкнуть к социуму. Особенно в том случае, если ребенок идет в первый класс и не посещал детский сад. При всех недостатках ДОУ, подготовка детей к школе в детском саду неоценима. Причем социализация начинается еще в яслях.

Домашним же деткам намного тяжелей. Подумайте сами – в течение весьма длительного времени его миром были родные ему люди – мама, папа, бабушки и дедушки. Ну, в лучшем случае, – друзья с детской площадки. А тут он попадает в большой и шумный детский коллектив. Причем обратите особое внимание – ребенок перестает быть центром всеобщего внимания, коим он привык быть за всю свою жизнь. Более того – он будет вынужден подчиняться определенным правилам. Тяжело ему придется, не правда ли?

Именно поэтому многие рекомендации детских психологов касаются именно психологической подготовке к школе. Если вы потратите некоторое время, в выигрыше останутся все – и вы, и ребенок. Дети будут заранее знать, что ждет их в школе, у них не будет слез и негативной реакции. Как правило, подобных подготовленных детей видно в детском коллективе сразу же – они достаточно уверенны в себе и абсолютно спокойны, в отличие от сверстников.

Если же ребенок идет в школу не подготовленным, его реакция может быть неадекватной: например, часто встречается такая ситуация, что ребенку просто напросто надоедает сидеть на уроках. И он может собрать свои вещи и уйти домой. И это далеко не единственная проблема – поведение детей порой может быть совершенно не предсказуемо.

И не нужно ребенка ругать за его выходки, ведь виноваты чаще всего сами родители, поленившиеся провести необходимую подготовку к школе заранее. Родители должны в течение всего лета ненавязчиво рассказывать, что ждет его в школе, как будет интересно научиться считать и писать, как много его ждет интересного на уроках, что у него появятся новые друзья, с которыми можно гулять в свободное время.

Как победить рассеянность ребенка?

Многих родителей интересует вопрос: как можно победить рассеянность? И это не случайно – ведь рассеянность зачастую является главным препятствием к успеваемости в школе. А подобное явление в последние годы у деток встречается очень и очень часто. Как правило, родители очень быстро замечают подобную проблему у своих малышей. Такие дети путают реальный мир с миром фантазий, они ничего не замечают вокруг себя.

Хотя ни в коем случае нельзя путать рассеянность с аутизмом. Рассеянный ребенок полностью контактный, просто времени на реакцию ему необходимо немного больше, чем остальным деткам. Он может не с первого раза отзываться, когда вы его зовете, либо выполнять вашу просьбу не сразу. Подобные малыши могут отличаться забывчивостью или невнимательностью.

Специалисты советуют не придавать этому большого значения, не разочаровываться в своем ребенке, и ни коем случае не ругать его за невнимательность. Просто у вашего ребенка более развито другое полушарие мозга – правое. Проблема – не психологическая. Как правило, примерно к 10 годам это явление полностью исчезает без какого-либо постороннего вмешательства. А до тех пор родителям необходимо помочь своему малышу быть более организованным. И достигается это банальным контролем. И обязательно заранее предупредите об этом учителя вашего ребенка.

Кроме того, необходимо заниматься развитием работы мозга подобных малышей. С этой задачей под силу справиться всем родителям, было бы желание. Чтобы оба полушария мозга работали с полной отдачей, необходимо чтобы каждый пальчик одновременно выполнял какую-то работу. Для этого очень полезны различные пальчиковые игры, шнуровки, лепка, пальчиковые краски. Всего 15 минут в сутки подобных занятий – и результат не заставит себя ждать.

Правильная психологическая подготовка детей к школе заключается еще и в том, чтобы ребенок осознал, что учеба в школе – занятие не менее ответственное, чем работа папы и мамы. Это позволит ему почувствовать себя полноправным членом семьи, а не просто дополнением к папе и маме. Поверьте – это осознание позволит ребенку справиться не только с рассеянностью, но и с ленью. Кстати говоря, лень – это нормальное состояние для любого человека, а не только для ребенка. Поэтому не стоит его ругать – лучше помогите справиться с ленью.

Здоровье ребенка

Готовя ребенка к школе, ни в коем случае не забывайте о таком важном вопросе, как здоровье ребенка. Первое, на что необходимо обратить особое внимание – это на иммунитет ребенка. Как правило, дошкольные образовательные учреждения – сады – уделяют этому пристальное внимание. Закаливание, физическая культура, вакцинация. В том же случае, если ребенок находится дома и детский сад не посещает, все эти заботы целиком и полностью лягут на плечи родителей.

Во-первых, следите за образом жизни своего ребенка. Для детей гораздо полезнее как можно больше находиться на свежем отдыхе, нежели сидеть у телевизора или играть на компьютере. Конечно же, не стоит полностью лишать ребенка любимых развлечений, но ограничить их необходимо. И для того чтобы не было возражений и обид, родителям придется вместе с ребенком выбираться на прогулки. Поверьте, это не только принесет пользу и вам, и ребенку, но и в значительной степени укрепит ваши отношения.

Обратите внимание и на рацион питания ребенка. Чаще покупайте ребенку фрукты – в них содержится огромное незаменимым веществ – витаминов, минералов, микро- и макроэлементов. И не забывайте про бананы – они считаются незаменимой пищей для работы мозга. Дополнительно стоит подавать ребенку какие-либо поливитаминные комплексы. Попросите своего лечащего врача помочь подобрать именно тот препарат, который оптимально подойдет для вашего ребенка.

Не забывайте и про прививки – именно в 6 – 7 лет по национальному графику вакцинации детей проводится целый блок. Как правило, участковый врач или медсестра сами вызывают родителей с ребенком в поликлинику на прививки. Однако надеяться на это все же не стоит – деток на участке очень много, и медики могут просто напросто забыть про вас. Не поленитесь, зайдите и сами узнайте, нужны ли какие-либо прививки вашему ребенку.

Нервная система ребенка

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос спокойной и уравновешенной личностью. И очень многое зависит от родителей. Так способствуйте этому и не дергайте его по пустякам. Конечно же, вседозволенности допускать нельзя ни в коем случае. Однако и тысячи бесполезных запретов ни к чему хорошему не приведут. Потихонечку приучайте ребенка к некоторой доле свободы и ответственности. Ответственности за свою свободу, слова и поступки. Школьнику это ой как пригодится. И в силах родителей помочь в этом своему ребенку – тем самым психологическая зрелость ребенка увеличится.

Также хорошо действует на ребенка освежающий контрастный душ. Как, впрочем, и любые другие водные процедуры. Они не только закаливают ребенка, но и замечательно и эффективно стабилизируют работу нервной системы. Это является крайне важной составляющей подготовки детей к обучению в школе.

Подготовительные занятия с ребенком

Очень часто родители в последнее лето перед школой озадачиваются проблемой чтения и счета. И обращаются за помощью к различным репетиторам либо в центры раннего развития. Однако педагоги относятся к этому весьма двояко. Одни учителя ратуют за то, чтобы ребенок приходил в школу уже умеющим читать и писать, иногда даже заранее дают задания. И задания эти подчас не простые.

А другие же просят родителей, чтобы они не учили этому детей до школы. Они полагают, что все те задания, которые используют репетиторы, лишь сбивают ребенка с толку. Поэтому постарайтесь заранее выяснить, какие требования в той школе, в которую вы планируете отдать своего малыша. И помните о том, что программу обучения детей чтению в школе никто не отменял. Учить ребенка писать до школы или нет – решать только родителям. Максимум, что от них могут потребовать учителя – это принять к сведению их рекомендации, но не более того.

А в том случае, если ваш ребенок давно уже не первоклашка, задания перед школой являются обязательной составляющей подготовки. И начните с чтения – всем детям без исключения на лето даются задания по литературе. В течение лета контролируйте процесс чтения, а перед самой школой проверьте, все ли прочитал и усвоил ребенок. Не забывайте и про остальные предметы – дайте ребенку небольшие задания по самым основным из них. Это поможет ребенку собраться и организоваться. Однако помните, что ребенок – даже самый сознательный – всего лишь ребенок. И без контроля родителей зачастую обойтись невозможно – ему нужна психологическая поддержка.

В любом случае, подготовка к школе – занятие весьма и весьма серьезное. И подходить к нему родителям необходимо со всей серьезностью и ответственностью. Ведь, как уже говорилось выше, психологическая роль семьи в подготовке детей к школе очень велика. И никто другой, кроме родителей, справиться с этой задачей не сможет.

Специфика подготовки детей к обучению в школе в различных детских образовательных учреждениях

Подготовка детей к школе, сводится в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место обучению на занятиях. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Поэтому построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода. [8]

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что возникают существенные препятствия в обеспечении преемственности и перспективности в системе образования. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника способности необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Такой подход можно обозначить как ориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. [9]

Проведенные исследования в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. На сегодняшний день, мы имеем дело с такой моделью организации дошкольного образования, где ставятся во главу угла не интересы системы образования, учителя или даже самого ученика, он сориентирован на конкретные, интересы ребенка и его семьи. Такой подход называется личностно-ориентированным и нацелен на развитие каждого ребенка, что обеспечивает развивающий тип образования, которое строится по своим правилам для каждого возраста.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов.

Важным показателем преемственности является информация об уровне готовности ребенка к школе.

Как показывают многочисленные исследования ученых, возраст 6-7 лет период наиболее интенсивного формирования психологической готовности к обучению в школе. Форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье, развитии.

Психологическая готовность к школе является итогом всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста. Формирование полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной деятельностью.

Раннее обучение в дошкольном возрасте привело к тому, что сегодня в школу стали приходить недоигравшие дети, умеющие читать, писать, но отстающие в развитии. Все это выражается в не умении наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выполнять творческие задания, с недостаточно развитым воображением, вниманием, произвольностью психических процессов, волевой регуляцией поведения, коммуникативные навыки у таких детей не сформированы. [22]

Более полноценно и системно подготовка ребенка к школе осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В отличие специализированных центров, в которых школьная подготовка носит односторонний характер, как правило, ограничивается обучением детей чтению, счету и письму или обеспечивает какое-либо одно направление развития ребенка. В дошкольных образовательных учреждениях организация предметно-развивающей среды и всего воспитательно-образовательного процесса направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка в детском саду решает целый спектр задач, связанных с общим развитием ребенка, формированием умственных, познавательных, сенсорных, социально-коммуникативных способностей, содействующих успешному обучению в школе.

Эффективность и качество образования детей в дошкольных учреждениях обусловлено образовательной программой.

Современные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, его адаптации жизни в обществе, гарантировать ребенку к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Исходя из современных представлений об общей психологической готовности к обучению в школе, ребенок должен быть интеллектуально развит. Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее развивается он интеллектуально, эмоционально-личностно, вызревают перспективные новообразования, как произвольность поведения, самоконтроль, воображение, способность мыслить логически, которые являются базой для систематического обучения.

Поэтому одна из важных задач дошкольного образования состоит в развитии эмоциональной, познавательной сферы, то есть наглядно-образного мышления, воображения и познавательной активности.

На сегодняшний день действуют комплексные и парциальные образовательные программы. Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем направлениям работы, парциальные определяют содержание одного или несколько направлений работы. Одно из главных требований к комплексным программам является соблюдение преемственности с программами начального образования, в которых должны содержаться показатели уровней развития детей на разных этапах дошкольного детства.

Вариативность программ имеет свои минусы, объясняется тем, что некоторые инновационные авторские программы могут не всегда гарантировать качественные образовательные услуги.

В рамках исследования рассмотрим комплексную программу используемую в государственном образовательном учреждении детский сад «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Данная программа основывается на развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Программа представляет собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа представляет все направления дошкольного воспитания как физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, художественное развитие и представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Первостепенное значение программы эмоциональное благополучие, забота о здоровье, использование различные виды деятельности, творческая организация, вариативность материала, обеспечение развитие ребенка в процессе воспитания и обучения, участие семьи, соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. Развитие в рамках данной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей от рождения до семи лет.

В негосударственном образовательном учреждении детского центра развития следующая образовательная программа «Детский сад 2100», руководитель которого А.А. Леонтьев.

Основной целью данной программы является реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, создания условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

В программу входит решение таких задач как развитие познавательной сферы: мышления, воображения, памяти, речи, развитие эмоциональной сферы, формирование практической, познавательной, творческой и другой деятельности, гармоничное развитие личностных качеств ребенка. Условиями решения данных задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Цель программы определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Представленные программы основываются на принципе развивающего обучения, и представляют собой вариативную форму.

Основной целью данных программ является развитие умственной, трудовой, творческой, эмоциональной, физической, нравственной стороной личности ребенка, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Таким образом, современные программы образования представляют собой комплексный подход решения проблемы готовности детей к обучению в школе, решающие проблему психологической готовности , учитывающие индивидуальные особенности психического развития детей дошкольного возраста.

В содержании дошкольного образования появляются фрагменты, заимствованные из школьной программы. Методы обучения носят школьный характер. Тем самым осуществляется искусственная акселерация развития ребенка дошкольного образования.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что, практика слишком раннего принудительного обучения детей знаниям, умениям и навыкам с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации.

Взаимосвязь, построение различных видов деятельности в период развития новообразований, позволяют говорить о том, что перенос прямого обучения в дошкольный возраст не является адекватной формой усвоения знаний детьми. В формировании психологической готовности огромную роль играет развитие свободной игры, в результате которой формируются предпосылки к обучению в школе.

Анализ состояния проблемы исследования пока­зывает, что психологическая готовность к школьному обучению имеет специфическое содержание, показателем которого является не только умственное содержание, но и личностное развитие ребенка.

Таким образом, при определении ребенка к школьному обучению важно найти способы и формы индивидуального подхода, учитывающие особенности его готовности к школьному обучению с возможностью целенаправленного формирования психологической го­товности к школьному обучению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Рекомендуем дополнительные материалы по теме:

Подготовка детей к поступлению в школу.

Определение готовности ребенка к обучению в школе

В функциональные обязанности врача ДДУ входит совместная с педагогом, работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

Школьной зрелостью следует называть уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми сложностями школьного обучения. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.

к Порядку прохождения

осмотров, в том числе при поступлении

в образовательные учреждения

и в период обучения в них,

от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Раздел 2. Перечень исследований при проведении

предварительных медицинских осмотров

N │ Перечень типов │ Осмотры врачами- │ Лабораторные, │

п/п │ образовательных │ специалистами │ функциональные и иные │

│ │ учреждений, при │ │ исследования │

│1. │Общеобразовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │(начального общего, │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │основного общего, │Детский хирург │Исследование уровня │

│ │среднего (полного) │Детский стоматолог │глюкозы в крови │

│ │общего образования) │Травматолог-ортопед │Анализ кала на яйца │

│ │образовательные │Офтальмолог │глистов │

│ │учреждения │Оториноларинголог │Ультразвуковое │

│ │ │Психиатр детский │исследование органов │

│ │ │Акушер-гинеколог │брюшной полости, │

│ │ │Детский уролог- │сердца, щитовидной │

│ │ │андролог │железы и органов │

│2. │Образовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │учреждения │Детский хирург │Общий анализ мочи │

│ │начального │Детский стоматолог │Исследование уровня │

│ │профессионального, │Детский уролог- │глюкозы в крови │

│ │среднего │андролог │Ультразвуковое │

│ │профессионального, │Детский эндокринолог │исследование органов │

│ │высшего │Невролог │брюшной полости, │

│ │профессионального │Травматолог-ортопед │сердца, щитовидной │

│ │образования │Офтальмолог │железы и органов │

│ │Специальные │Оториноларинголог │репродуктивной сферы │

│ │(коррекционные) │Акушер-гинеколог │Электрокардиография │

│ │образовательные │Психиатр подростковый │Флюорография легких (с │

│ │учреждения для │ │возраста 15 лет) │

│ │детей-сирот и детей,│ │ │

Критерии готовности к обучению ребенка в школе:

1.Уровень биологического развития: биологический возраст соответствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина соответствует возрасту, масса соответствует длине), количество постоянных зубов – 2-6 и более у девочек, 2-5 и более у мальчиков; положительный «филлипинский» тест.

2.Уровень резистентности: хороший – не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

3.Состояние здоровья: группа здоровья I, II или III в состоянии компенсации

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости». Для того, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

1.Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Ирасека от 3 до 5 баллов.

2.Сформированность школьных умений и навыков.

3.Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.

4.Качество звукопроизношения без дефектов.

5.Уровень психического развития, соответствующий возрасту.

Оценка результатов теста Керна-Ирасека

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Задание №1. «Рисунок человека» (рис.1).

1 балл – у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы. (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в один балл. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Рис.1. Рисунок человека, нарисованный ребенком

Задание № 2.«Срисовывание написанного текста» (рис.2).

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

Задание №3.«Срисовывание группы точек» (рис.3).

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более, чем вдвое.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Рис.2. Рисунок текста, написанного ребенком

Рис.3. Рисунок точек, нарисованный ребенком

Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение заданий 2-5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый. С оценкой 6-7 баллов – зреющий, вариант А (прогноз благоприятный). С оценкой 6-9 баллов – зреющий, вариант Б (прогноз условно благоприятный). Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Исследование качества произношения.

Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислять в слух предметы, в которых встречаются звуки «Р, Л, С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ» в начале, в середине или в конце слова.

Пример:рак – ведро – топор; жук – лыжи – нож; щетка – ящерица – плащ.

Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.

Сформированность школьных умений, навыков и освоение «Программы воспитания и обучения в детском саду» определяет педагог или воспитатель с оценкой «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Дети, готовые к обучению в школе:

Дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна-Ирасека от 2 до 5 баллов). Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.

Условно готовые к обучению в школе.

Дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, биологический возраст отстает от паспортного, имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости (тест Керна-Ирасека равен от 6 до 7 баллов, “зреющий” вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Ирасека от 6 до 9 баллов -“зреющий” вариант-Б (прогноз условно благоприятный). Имеют один или два дефекта произношения.

Не готовые к обучению в школе.

Дети имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна-Ирасека – 10 и более баллов). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, эти дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.

Адаптация к школе — довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты:

Первый этап — ориентировочный (фаза острой адаптации), когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго ( от 10 дней у здоровых детей до 2—3 недель и более у детей с морфофункциональными оклонениями).

Второй этап — неустойчивое приспособление (фаза подострой адаптации), когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления (компенсаторная фаза), когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общении в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5—6 недель, т.е. этот период продолжается до 10—15 октября, а наибольшие сложности возникают на 1-4-й неделе.

Критерии адаптации ребенка к школе.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Установлено, что с возрастом структура дизадаптационных проявлений изменяется. Если у детей раннего возраста основным дизадаптационным проявлением являются ОРЗ, то у дошкольников – в равной степени ОРЗ и невротические реакции. По этим критериям выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой:

При легкой адаптации напряженность функциональных систем организма ребенка снижается в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия в виде легких ОРЗ и умеренно выраженных невротических реакций.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. Уже к концу 1-й четверти у них отмечаются выраженные невротические реакции и неврозы: нарушения психического здоровья, которые проявляются в виде различных страхов, нарушений сна, аппетита, чрезмерной возбудимости, или, наоборот, вялости, заторможенности. Возможны жалобы на усталость, головные боли, обострение хронических заболеваний и т.п. Значительные нарушения в состоянии, здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВЫХ И УГЛУБЛЕННЫХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ

Нормативно-правовая база руководителя ДОУ по созданию условий для выравнивания стартовых возможностей при подготовке детей к школе

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. (Приложение 1) Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообусловливающая результат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе.

Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Чем больше знает (запомнил), тем лучше будет учиться? К сожалению, все не так просто. У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил. Но одной памяти для успешного обучения мало.

Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о будущих успехах по математике. И даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших результатов по чтению и письму.

Важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности (приложение 2). Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.

При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция.

Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость (приложение 3). Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследованиями установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования, в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения

1. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ; от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ. (Извлечение).

– право на образование – это один из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

государство признает, что детство важный этап жизни человека и исходит их принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе; развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677, в редакции Постановления Правительства РФ от 13.02.97 г. № 179.

– регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений всех видов (организация деятельности, комплектование ДОУ, участники образовательного процесса и др.)

4. О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ от 30.03.94 № 212/19-12.

– примерный устав, договор между д/садом и родителями, договор между учредителем и д/садом и др.

5. Устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации.

6. Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации.

7. Договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации.

Медицинское обеспечение детей в ДОУ

1. Об учителях-логопедах и педагогах-психологах в учреждениях образования. Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07ин/20-4.

– вопросы оплаты труда, продолжительности отпуска, назначении пенсии по выслуге лет и т.д.

2. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения России от 30.06.92 №186/272 (Извлечение).

– о профилактических осмотрах детей, обязанностях медицинского работника, критериях оценки состояния здоровья детей, критериях оценки биологической зрелости и т.д.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03. Утверждены постановлением Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2003 г. № 24.

Методические письма и рекомендации по обеспечению дошкольного образования

1. О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 309

– рекомендации В.В.Путина – провести конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Проект положения конкурса.

2. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Министерства образования России от 02.06.98 № 89/34-16

– правовой механизм оценки деятельности – аттестация (есть временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения)

3. О подготовке детей к школе. Письмо Министерства образования России от 22.07.97 № 990/14-15

4. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94 № 35-М

– раскрывает вопросы организации взаимодействия общеобразовательных и дошкольных учреждений. Несколько вариантов: д/с – школа, в д/саду – 1 класс, д/сад развивает способности детей для дальнейшего обучения в школе. (Приложение 2)

5. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16

– пересмотр содержания непрерывного образования, дублирование части учебного материала и программ начального обучения. Работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного – начального образования в соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольного и начального звена).

6. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000. № 65/23-16

– максимальная нагрузка на детей дошкольного возраста;

Подготовка детей в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих ДОУ, состоит в том, что детские сады работают по разным программам; при этом каждая из них выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе.

В результате показатели развития в разных программах несоотносимые друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или к формальному приписыванию их ребенку, которое искажает действительно положение дел.

Вместе с тем при поступлении в школу ребёнок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счёт) и произвольно выбранные пробы из массы психодиагностических тестов.

Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, а с другой – между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приёме ребёнка в школу.

Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением ‹‹социальной ситуации развития››, и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал ‹‹ кризисом семи лет ››. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно – следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

По мнению учёных, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность. Физическая готовность – это состояние здоровья, определённый уровень морфо – функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность – это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребёнка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребёнку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнять эту функцию, ребёнок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребёнка со взрослыми получила название внеситуативно – личностного общения. Ребёнок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.

При током отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры посторонние темы, не выплёскивать свои эмоциональные переживания и т.д. Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми.

Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной. Личностная готовность предлагает также определённое отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребёнок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать своё поведение. Если самооценка ребёнка завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности говорить не правомерно.

Интеллектуальная готовность – это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно – логического мышления, овладения элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры), выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозорами компетенции (представление о мире людей, вещей, природе ит.д.). С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определённого уровня познавательного развития.

Ребёнок должен быть способен вставать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Г.С. Буре, Л.В. Загин и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой -3-е издание исп. и доп. –М. ; Превращение, 1983: -207с.

Ботова Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М., 1986

Программа воспитания и обучения в дет. Саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -М.; Издательский дом «Воспитание дошкольника»; 2004.-208с.

Л.М. Пурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. –М.; Просвещение, 1990,1990 -420с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. –М; 1996.

Ссылка на основную публикацию