История возникновения праздника Рождество Христово
Рождество – великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.
Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.
Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.
До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.
Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – Богоявление. Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.
Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.
Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.
День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.
Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.
При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.
По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».
Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.
По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.
В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).
В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.
В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:
1. В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.
Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.
В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.
Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.
Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.
Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.
В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.
Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.
Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.
Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.
Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.
Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола, изгоняет нечисть.
В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.
На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.
До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.
Рождество: история возникновения
Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.
В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы – волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.
Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
Рождество на Руси
На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.
В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.
В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.
Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками – то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.
Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» – своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.
С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.
В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.
Сегодня «Рождество Христово» в России – это Великий Православный праздник.
Православное Рождество. История праздника и русские традиции
ТАСС-ДОСЬЕ. 7 января отмечается один из важнейших христианских праздников – Рождество. Эта дата традиционно принимается православными церквями за день рождения Иисуса Христа.
7 января Рождество празднуют Русская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Афонские монастыри, а также восточнокатолическая церковь и старообрядцы. 25 декабря праздник отмечают Римско-католическая, протестантская и 10 православных церквей (в том числе Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская и др.). Разница между датами объясняется разницей между юлианским и григорианским календарями, которых придерживаются разные конфессии.
История установления праздника
Во II-IV веках Рождество Христово праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление – 6 января по юлианскому календарю (старый стиль). В первой половине IV века Рождество и Крещение в западной церкви были разделены. Праздник Рождества Христова стали отмечать 25 декабря. Дата была установлена произвольно и заменила отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие праздники “Рождение Солнца непобедимого” и Сатурналии (праздник в честь Сатурна). Церковь таким образом стремилась создать противовес языческому культу. Христианский богослов Аврелий Августин (Блаженный Августин) призывал отмечать в этот день Рождество Христово “не как неверные ради солнца, но ради того, кто сотворил это солнце”.
Во второй половине IV века восточная церковь также перенесла Рождество на 25 декабря. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинополе около 377 г. по указанию императора Аркадия.
В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления, получившую название григорианский календарь (новый стиль). Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В новый календарь перешли все непереходящие (постоянные) праздники, включая Рождество 25 декабря. Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.
История праздника в России
До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число государственных праздников, 25 и 26 декабря были официальными выходными днями. Одновременно 25 декабря отмечалась победа русских войск в Великой Отечественной войне 1812 года. Дата была установлена манифестом Александра I от 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1814 года как “Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык”.
Все атрибуты праздника Рождества были связаны с христианской тематикой. Рождественскую ель украшали фигурками ангелов, пастухов, колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи (дары волхвов), на праздничный стол ставили 12 блюд (по числу святых апостолов).
Традиция встречи Рождества была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 году немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
После Октябрьской революции 1917 года запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров (Совнарком) РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря, подписанный 26 января того же года председателем Совнаркома Владимиром Лениным. Согласно документу, день после 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
В 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество Христово было исключено из списка праздников. Однако уже 2 января 1919 года Совет профессиональных союзов объявил 25 и 26 декабря выходными днями (без статуса праздничных).
В середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 года постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, 25 и 26 декабря стали обычными рабочими днями. Под запрет подпали и официальные новогодние торжества. Возродились они лишь в 1930-х годах. Рождественская ель и связанные с нею праздничные мероприятия стали атрибутами советского Нового года. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная, вместо рождественских фигурок появились кремлевские башни, дирижабли, спутники, снопы пшеницы, початки кукурузы и другие елочные украшения.
Рождество в России не отмечали до 1990-х годов. 27 декабря 1990 года Верховный совет РСФСР “в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих” постановил считать 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен законом РСФСР от 25 сентября 1992 года “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”.
Главная рождественская служба проводится патриархом Московским и всея Руси в храме Христа Спасителя в Москве. Президент РФ традиционно встречает Рождество в храмах различных российских городов (впервые в истории новой России праздничную службу посетил в 1992 году президент Борис Ельцин).
Традиции Рождества в России
Празднику предшествует строгий 40-дневный Рождественский пост (Святая Четыредесятница), продолжающийся с 28 ноября до 6 января включительно. Его также называют Филипповым, так как канун поста приходится на день памяти святого апостола Филиппа 27 ноября.
Последний и самый строгий день поста, 6 января, носит название Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник (от “сочиво” – постное блюдо из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами, фруктами). В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда традиция не есть “до первой звезды”).
С Рождества начинаются святки (“святые дни”, “святые вечера”), которые продолжаются 12 дней. Согласно православным канонам, в это время верующие должны возносить молитвы, славя Христа. В дореволюционной России было запрещено “заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни”. Однако в народной традиции святки всегда сопровождались гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).
Завершается рождественский период праздником Крещения Господня 19 января.
Православное Рождество. История праздника и русские традиции
ТАСС-ДОСЬЕ. 7 января отмечается один из важнейших христианских праздников – Рождество. Эта дата традиционно принимается православными церквями за день рождения Иисуса Христа.
7 января Рождество празднуют Русская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Афонские монастыри, а также восточнокатолическая церковь и старообрядцы. 25 декабря праздник отмечают Римско-католическая, протестантская и 10 православных церквей (в том числе Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская и др.). Разница между датами объясняется разницей между юлианским и григорианским календарями, которых придерживаются разные конфессии.
История установления праздника
Во II-IV веках Рождество Христово праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление – 6 января по юлианскому календарю (старый стиль). В первой половине IV века Рождество и Крещение в западной церкви были разделены. Праздник Рождества Христова стали отмечать 25 декабря. Дата была установлена произвольно и заменила отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие праздники “Рождение Солнца непобедимого” и Сатурналии (праздник в честь Сатурна). Церковь таким образом стремилась создать противовес языческому культу. Христианский богослов Аврелий Августин (Блаженный Августин) призывал отмечать в этот день Рождество Христово “не как неверные ради солнца, но ради того, кто сотворил это солнце”.
Во второй половине IV века восточная церковь также перенесла Рождество на 25 декабря. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинополе около 377 г. по указанию императора Аркадия.
В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления, получившую название григорианский календарь (новый стиль). Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В новый календарь перешли все непереходящие (постоянные) праздники, включая Рождество 25 декабря. Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.
История праздника в России
До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число государственных праздников, 25 и 26 декабря были официальными выходными днями. Одновременно 25 декабря отмечалась победа русских войск в Великой Отечественной войне 1812 года. Дата была установлена манифестом Александра I от 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1814 года как “Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык”.
Все атрибуты праздника Рождества были связаны с христианской тематикой. Рождественскую ель украшали фигурками ангелов, пастухов, колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи (дары волхвов), на праздничный стол ставили 12 блюд (по числу святых апостолов).
Традиция встречи Рождества была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 году немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
После Октябрьской революции 1917 года запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров (Совнарком) РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря, подписанный 26 января того же года председателем Совнаркома Владимиром Лениным. Согласно документу, день после 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
В 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество Христово было исключено из списка праздников. Однако уже 2 января 1919 года Совет профессиональных союзов объявил 25 и 26 декабря выходными днями (без статуса праздничных).
В середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 года постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, 25 и 26 декабря стали обычными рабочими днями. Под запрет подпали и официальные новогодние торжества. Возродились они лишь в 1930-х годах. Рождественская ель и связанные с нею праздничные мероприятия стали атрибутами советского Нового года. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная, вместо рождественских фигурок появились кремлевские башни, дирижабли, спутники, снопы пшеницы, початки кукурузы и другие елочные украшения.
Рождество в России не отмечали до 1990-х годов. 27 декабря 1990 года Верховный совет РСФСР “в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих” постановил считать 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен законом РСФСР от 25 сентября 1992 года “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”.
Главная рождественская служба проводится патриархом Московским и всея Руси в храме Христа Спасителя в Москве. Президент РФ традиционно встречает Рождество в храмах различных российских городов (впервые в истории новой России праздничную службу посетил в 1992 году президент Борис Ельцин).
Традиции Рождества в России
Празднику предшествует строгий 40-дневный Рождественский пост (Святая Четыредесятница), продолжающийся с 28 ноября до 6 января включительно. Его также называют Филипповым, так как канун поста приходится на день памяти святого апостола Филиппа 27 ноября.
Последний и самый строгий день поста, 6 января, носит название Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник (от “сочиво” – постное блюдо из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами, фруктами). В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда традиция не есть “до первой звезды”).
С Рождества начинаются святки (“святые дни”, “святые вечера”), которые продолжаются 12 дней. Согласно православным канонам, в это время верующие должны возносить молитвы, славя Христа. В дореволюционной России было запрещено “заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни”. Однако в народной традиции святки всегда сопровождались гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).
Завершается рождественский период праздником Крещения Господня 19 января.
С первой звездой: история и традиции Рождества
Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.
Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.
История праздника
Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).
Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.
Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Елка на Руси и в СССР
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).
В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Рождественские традиции
Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).
В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.
Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.
Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.
В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.
Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.
Рождественские угощения
Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.
В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.
Рождество: история и традиции праздника
Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Даже наш календарь отсчитывает вот уже третье тысячелетие именно с этого момента.
Такое важное событие свершилось, как известно, тихо и неприметно: Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в пещере для скота (вертепе), где ночной порой и родился Младенец Иисус.
Первыми после этого пришли к пещере не цари и не священники, а простые пастухи, которым, по свидетельству евангелистов, поведали о великой радости ангелы. А в небе зажглась яркая звезда – она для всех нас и поныне один из главных символов Рождества.
Эта звезда и привела через некоторое время в Вифлеем трех мудрецов (волхвов) с Востока. История сохранила даже их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. С помощью расчетов и древних пророчеств они узнали о том, что должен родиться Спаситель мира, и принесли Ему свои дары: золото, как символ царской власти (сохранилось 28 пластинок с орнаментом), благоухающие смирну и ладан (до нас дошли около 70 шариков-бусинок). До сих пор эти дары хранятся в монастыре на горе Афон.
” Когда начали ежегодно праздновать Рождество, сейчас достоверно неизвестно. Но уже с IV века его дата (разнящаяся в западном и восточном церковных календарях) остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается – славьте!».
Сейчас Рождество – официальный, а вместе с тем очень домашний и любимый праздник во многих странах мира.
Традиции празднования Рождества
Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника – конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок (наверняка многие знают про ветви омелы в Англии) и украшенные яблоками, цветами. Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее лакомствами (сладостями, орехами, фруктами), колокольчиками и свечами.
” Многие украшения поначалу имели символический смысл. И сейчас звезда, венчающая рождественскую ель, напоминает нам о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам.
Специальные легкие елочные игрушки появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.
Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция – дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные (часто сделанные своими руками), но теперь и виртуальные.
Иногда подарки в разных странах «помогают» дарить рождественские гномы или Пэр Ноэль, Дед Мороз или Санта-Клаус, но, думается, приятно и просто взаимно обменяться дарами и открытками.
Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов, как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой – словом, участниками тех событий.
Как празднуют Рождество в разных странах
Французы были одними из первых, кто начал делать специальные стеклянные елочные шары (заменяющие яблоки). И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы – семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.
В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки.
В Швеции елка украшена цветами и – булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу.
В Сербии (где Рождество, как и в России, отмечают 7 января) празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.
В Германии многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка (традиционные цвета её убранства – красный и зеленый).
За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно – индюшка и «штоллен», традиционный пирог-кекс.
В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин.
” Праздничное меню здесь, как и положено в Англии, очень традиционное: индейка, пудинг, печенье с запеченными внутри записочками-поздравлениями, печеные каштаны и картошка. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы!
Праздник Рождества в России
За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.
Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий – едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях.
Каких-то определенных традиционных блюд, в отличие от празднования Пасхи, на Руси нет – на стол ставится всё, что порадует домашних. В рождественские дни каждый хозяин старается вкусно угостить любого гостя.
В каждой стране сложились свои популярные рождественские песни. Немало таких песен и у нас – точнее, в России поют, славя Рождество Христово, и украинские, и белорусские святочные песни.
” Иногда, как в прошлые века, дети с пением обходят дома, неся яркую звезду; хозяева же одаривают их угощением.
В XIX веке Рождество стало праздноваться не только в храмах и домах, но и более широко: стали проходить рождественские балы и приемы, появился обычай наряжать елку гостинцами, яблоками и класть под нее подарки – эту моду «привезла» из Европы царица Александра Федоровна.
Советская власть, борясь с религией, старалась не просто запретить этот праздник, но даже изгладить память о нем. Запрещенная поначалу елка, правда, в послевоенные годы вернулась в дома, уже в качестве «официально разрешенной» новогодней, а звезда на ней из золотой стала «кремлевской» – красной пятиконечной.
Однако во многих российских домах в течение всего минувшего века поздравляли друг друга с Рождеством, дарили подарки и даже устраивали праздники, в первую очередь для детей. А в уцелевших храмах неизменно совершались торжественные праздничные службы.
” Официально праздник Рождества вернулся в Россию в 1990 году.
И сейчас сохранился обычай широкого празднования Рождества. Этот праздник – во многом «детский», и во всех воскресных школах бывают интересные елки, концерты, утренники или представления. Устраиваются гуляния, игры для детей и взрослых.
На протяжении всех Святок (до 18 января) христиане ходят с поздравлениями и праздничным славлением друг к другу. А в первую очередь навещают тех, кому одиноко и нелегко: приходят к больным, домой и в больницы, в детские дома, дома престарелых, даже (по возможности) передают подарки в тюрьмы. Ведь Рождество Христово напоминает нам о том, что свет, любовь и добро живут в каждой душе.
Желаем вам и всем вашим близким в эти праздничные дни счастья, любви, мира и спокойствия!
История Рождества. Рождество Христово: история праздника
Значение праздника было навсегда предопределено по масштабам после того, как всемирное летоисчисление разделили на «до рождества», и «после». Сын Божий своим приходом не только обозначил зарождение новой религии, но и сформировал мировоззрение тысяч и даже миллионов людей. Мы не задумываемся, но мораль, нормы приличия, понятия о добре и зле – все это открыл миру Иисус Христос. Не удивительно, что все верующие отмечают праздник с большим размахом. Но как все начиналось?
Как была установлена дата
Начиная со второго века нашей эры и до четвертого все христиане отмечали Богоявление шестого января. Тогда же они упоминали и день, когда появился Иисус.
По его мнению, зимняя пора выбрана специально. Вера в единого Бога больше не желала мириться с языческими пережитками, достаточно сильными в Империи Рима. После принятия христианства они продолжали отмечать свои праздники.
До того как праздник Рождество Христово был перенесен на двадцать пятое декабря, римляне организовывали свои гуляния в честь Непобедимого Солнца. Это было самое главное торжество. Культ языческого божества стал дополнением к христианскому, и началась история Рождества. И первая запись в «Календаре Филокала» за триста тридцать шестой год нашей эры.
Отличия в церквях
С давних пор история Рождества берет свое начало 25 декабря по григорианскому календарю Римской католической церковью.
В то же время Русский храм, а также Афон, Грузия, Иерусалим и Сербия отмечают в это время, но только по старому юлианскому летоисчислению. Если учитывать пересчет дней, получается, что Рождество Христово седьмого января.
Но есть и другие варианты дат. Кипр, Константинополь, территория Эллады, Румыния, Болгария и Александрийская церковь празднуют пока что двадцать пятого декабря. Они придерживаются ново-юлианского календаря. До 2800 года так и будет продолжаться, пока даты не перестанут совпадать.
Дата рождения сына Бога
По сей день продолжаются споры ученых о том, когда началась история Рождества. Дату двадцать пятое декабря установила Римская церковь, а утвердил ее Вселенский собор. Начиная с четвертого века, появляются первые воспоминания о Рождестве.
Историки не могут доподлинно установить существование такого человека, как Иисус Христос. И тем не менее, если он существовал, то даты его жизни очень расплывчаты. Скорее всего, он был рожден в период между седьмым и пятым годом до нашей эры.
Впервые 25 декабря записал в своем календаре писатель и древний историк Секст Юлий Африкан в двести двадцать первый год рождества Христова.
Дата была подтверждена уже в нашей эре Дионисием Малым, служившим архивариусом при Папе. Он принял во внимание ранние хроники триста пятьдесят четвертого года и решил, что Иисус родился в то время, когда Римской империей управлял Цезарь. Дионисий причислил его правление к первому году новой эры.
Некоторые исследователи, используя Новый Завет как источник, утверждают, что Вифлеемской звездой, осиявшей небо, была комета Галлея. Она проносилась над Землей в двенадцатом году до новой эры.
Вполне возможно, что он родился в седьмом году нашей эры, когда и проводилась указанная перепись всего населения Израиля.
Даты после 4 года до нового времени выглядят маловероятными. И в посланиях евангелистов, и в апокрифах упоминается то, что Иисус жил в период правления Ирода. А тот умер только в четвертом году до Рождества Христова.
Позднее время не подходит и потому, что есть приблизительное время казни. Если брать нашу эру, то получается, что его убили в совсем юном возрасте.
История Рождества
День появления Иисуса Христа на свет описывается в нескольких источниках, канонических и апокрифических.
В первых текстах история Рождества Христова рассказывается достаточно подробно. Основными источниками являются послания Матфея и Луки.
В Евангелии от Матфея идет речь о том, почему Мария и ее муж Иосиф пошли в Вифлеем, хоть они жили в Назарете. Они спешили на перепись населения, при которой представители одной национальности должны были находиться вместе со своими.
Иосиф, который женился на прелестной Марии, узнав о беременности до свадьбы, собирался аннулировать брак. Но к нему пришел ангел. Он рассказал, что этот сын – благословение Бога, и что Иосиф должен его воспитать как своего.
Когда начались схватки, в гостинице для них не было места, и паре пришлось располагаться в хлеву, где лежала солома для животных.
Первые, кто увидел новорожденного, были пастухи. Им указал дорогу ангел, в виде звезды, что засияла над Вифлеемом. То же небесное светило привело в хлев и трех волхвов. Они щедро одарили его, как царя: миррой, ладаном и золотом.
Злой царь Ирод, предупрежденный о рождении нового лидера, поубивал всех малышей в городе, которым еще не исполнилось два года.
Но Иисус уцелел, поскольку ангел, который следил за ним, подсказал Иосифу бежать в Египет. Там они и жили до смерти злого тирана.
Апокрифические тексты добавляют некоторые фрагменты, и история Рождества Христова становится более точной. В них описывается, что Мария и Иосиф провели ту знаменательную ночь в пещере, куда приходил скот, чтобы защититься от непогоды. Пока супруг ходил за повитухой Соломией, женщина успела родить Христа сама, без помощи. Тексты указывают на то, что процесс был очень легким.
Соломия только подтвердила тот факт, что Мария ранее была невинной. В текстах сказано, что Иисус родился, и солнце ослепило пришедших. Когда сияние прекратилось, ребенок подошел к матери и лег у ее груди.
История возникновения Рождества
Церковь долгое время не могла определить, когда следует отмечать столь существенный и масштабный религиозный праздник.
Среди церковных дат более важной была Пасха, момент воскресения.
Но когда к христианству присоединились греки, то они привнесли с собой традицию праздновать рождение сына Бога.
Первоначально торжество называлось Богоявлением. В него входили и появление Иисуса на свет, и его крещение. Со временем церковь разделила события на два.
Первое упоминание о рождении Спасителя было сделано в триста пятьдесят четвертом году в римском источнике «Хронограф». Запись в нем наталкивает на мысль, что Рождество появилось как праздник уже после великого собора в Никее.
Другие исследователи считают, что ранние христиане отмечали праздник еще до церковного раскола, то есть даже в третьем веке. Тогда же и появилась, по их мнению, точная дата.
Рождество: история праздника в России
Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. Еще в допетровские времена праздновали этот день, и рассказы об Иисусе передавались от старшего поколения к младшему.
Дореволюционный праздник
При царе Петре Первом в обиход пришла традиция устанавливать и наряжать в домах рождественское дерево – елку. Она символизировала, как и лавр, и омела, бессмертие, долгую жизнь в процветании.
Об этих красивых традициях в дореволюционной Российской империи сохранились в воспоминания писателя Ивана Шмелева. Находясь в Париже, в эмиграции, он с тоской отзывался о былых временах.
В империи настолько любили этот день, что сначала появилась одна церковь Рождества Христова, а потом количество увеличивалось с каждым годом. Такие святыни появлялись во всех больших городах.
Нужно заметить, что самый известный тематический храм расположился в столице России. Он называется в честь Рождества – Христа Спасителя. У него своя длинная и удивительная история. Прошли годы. Церковь Рождества Христова до сих пор стоит там, где и прежде.
В 1812 году, когда армия Александра Первого разбила французов, двадцать пятого декабря вышел императорский указ о постройке нового храма. В нем говорилось о том, что именно Бог помог спасти страну от неминуемой гибели. В честь этого Александр велел построить храм, который простоит долгие века.
Запрет Рождества
Но пришли времена, когда религия стала под запретом. С 1917 года о Рождестве говорить было запрещено. Церкви падали одна за другой. Их грабили. Мародеры сдирали позолоту с нефов. В религиозные праздники принято было работать, чтобы доказать свою преданность партии.
Будет неправильным утверждать, что после запрета на рождественские праздники их не отмечали. Люди тайно вносили в дом еловые ветки, виделись со священнослужителями, совершали обряды, крестили детей. Они исполняли рождественские гимны у себя дома. Даже в политических тюрьмах или в ссылках, где держали многих священников, традиции были достаточно сильны.
Празднование запрещенного события могло закончиться не только увольнением с работы, но и годами репрессий, лишением воли, расстрелом.
Люди тайком проникали и в полуразрушенные храмы, чтобы послушать службу в Рождество Христово православное.
Новое время в истории Рождества
В 1991 году, уже после распада Советского Союза, празднование дня появления Христа на свет разрешили официально.
Сила привычки, воспитания людей, которым долгое время запрещали отмечать религиозные события, была настолько велика, что праздник и теперь у многих ассоциируется с второстепенным. Он уступает по популярности Новому году.
С момента становления Российской Федерации возрождаются традиции рождественских колядок, использования определенных символов на празднике.
Особенности Рождества
В это древнее священное действо заложено очень много смысла. В нем множество символов, которые трактует церковь. Каждый из них дополняет целую картину.
Свет – это то, что первым появилось в момент родов. Путь, который посланец Бога прошел, чтобы спуститься вниз, к греховным людям, был озарен.
Звезда – согласно Новому Завету во время Рождения Иисуса над Вифлеемом появился знак. Он был в виде яркой звезды на небе. Только истинно верующие смогли правильно его понять.
Перепись людей. При Августе, который на то время руководил Римской империей, был проведен пересчет всех граждан. Сделал он это для того, чтобы ввести упорядоченную систему обложения налогами. Те, кто проживал в других городах на время переписи, должны были вернуться и отметиться. Так и поступили Иосиф с Марией.
Зима. Спорный вопрос, родился ли Христос зимой. Однако для церкви эта пора года стала символом темноты, которую осветил сын Бога. Он также появился в тот момент, когда зима начала убывать.
Пастухи. Весь город спал в то время, когда на свет пришел спаситель. Никто этого не заметил, кроме обычных бедных пастухов, стерегших отару в Рождество Христово. Ангел сошел к ним с неба, чтобы сообщить благую весть. Пастухи олицетворяют собой чистые души, не развращенные богатством или тщеславием. Они больше всего общались с животными.
Вифлеем – город, который у многих верующих ассоциируется с духовной слепотой. Все люди в нем были так одержимы собственными проблемами, что они даже не заметили того, как к ним пришло Рождество Христово в Вифлееме. А потом не сумели распознать Спасителя.
Волхвы. Первыми перед Иисусом появились с дарами своими мудрецы, философы. Они не были царями, не владели большими богатствами. Волхвы – это те верующие, которые постоянно искали мудрость в священных писаниях. Они познали истину. Долгая дорога к самопознанию, вере, увенчалась благословением.
Дары. Иисус получил на свое Рождение ладан, золото и мирру. Драгоценный металл был символом власти, ладан – знаком божественности, а мирра означала будущее Христа, его самопожертвование за род людской и смерть с дальнейшим воскрешением.
Мир. С рождением сына Божьего на Земле воцарилось спокойствие на целый год. После люди сами начали портить идиллию и воевать.
Пещера. Когда в гостинице закрыли двери перед Марией и Иосифом, они нашли себе новое убежище. Пара пришла в дом, где жил скот. Согласно церковным верованиям, души животных абсолютно невинные. Они согревали дыханием младенца Иисуса. Животные отказались от собственной еды, чтобы из сена смогла получиться импровизированная детская кровать.
Ночь. Это время суток до сих пор ассоциируется с закатом веры. В этот момент и появился Спаситель, словно давая надежду всем людям на будущее.
Ожидание. Человечество страдало за собственные грехи. После изгнания Адама и Евы люди не могли надеяться на то, что Бог будет благосклонен к ним. Но Господь сжалился над своими созданиями и послал им в искупление их грехов собственного сына. Иисус принял на себя все страдания. Согласно библейскому канону, он искупил первородный грех Адама.